Ивановская обл., г.Заволжск, п.Бредихино УСАДЬБА Ф.А.БРЕДИХИНА п.Бредихино
Усадьба складывалась на протяжении нескольких десятков лет, начиная с самого конца XVIII в., принадлежала дворянам Бологовским и называлась "Погост". Планировочная структура ансамбля основывается на господствующем в стиле классицизма регулярном принципе композиции. На единой оси, проложенной перпендикулярно улице-дороге из Заволжска в Щелыково, являющейся основным и единственным подъездом к усадьбе, располагаются последовательно: - двухэтажный кирпичный дом, обращенный своим главным северным фасадом на улицу, а южным - в парк; - обширный, квадратный в плане пруд с деревонасаждениями вдоль берегов, выделяющим его водное зеркало; - регулярный липовый парк, центральная аллея которого совмещена с главной композиционной осью ансамбля и подводит ко второму, живописного очертания, пруд с островом, который также фиксирует пространственную композиционную ось ансамбля. За этим прудом парк усадьбы переходит в естественный лесопарк. На расстоянии, примерно, 27 м к западу от главного дома и в одну линию с ним, вдоль улицы поставлен обширный одноэтажный кирпичный флигель усадьбы. С противоположной, восточной стороны от главного дома, примерно, на расстоянии 55 м от него, расположен второй флигель хозяйственного назначения. Объемно-пространственная композиция ансамбля усадьбы предопределена характерной для классицизма регулярной планировочной системой - размещением объектов ансамбля на единой центральной пространственной оси. Начало ансамбля и его композиции является крупный по размерам и формам главный дом, а затем ритмующиеся, различные по трактовке водные зеркала парка с его зелеными пространствами. В объемно-пространственной композиции ансамбля найдены красивые, гармоничные пропорциональные соотношения зеленых пространств с водными зеркалами прудов. Сохранились ценные фрагменты регулярного парка между двумя прудами. Здесь были широкая центральная и две боковые аллеи. Они оригинально сочетались с диагональной аллеей, направление которой было органично связано с живописной формой второго пруда и искусственной береговой насыпью квадратного пруда. В деревонасаждениях явно проведено сочетание липовых аллей в регулярной части парка со свободными посадками елей и берез вокруг второго пруда.
* * *
Главный дом - характерный пример двухэтажного усадебного дома, типичный для классицизма трехчастной структуры. Он слагается из центральной части, выделенной монументальным портиком на главном (северном) фасаде и двух равновеликих боковых частей, выходящих на парковом (южном) фасаде в виде двух крупных ризалитов. При этом помещения почти квадратного в плане дома (наружные размеры 20,97х22,34 м) группируются вокруг центрального холла с лестницей, ведущей на второй этаж. Смежно с холлом по главной оси здания, примыкая к портику, размещается парадная гостиная с ее закругленными внутренними углами; с противоположной стороны холл непосредственно был связан с широкими, ориентированными в парк, верандами (размер 2,35х 6,4 м), образованными ризалитами боковых частей дома. Здание выложено из большемерного кирпича, оштукатурено и покрашено. Фундаменты бутовые. Перекрытия плоские. Кровля железная, четырехскатная по наклонным стропилам. Относительно высокий, крупный и лапидарный объем двухэтажного, почти квадратного в плане, дома фиксирует начало оси объемно-пространственной композиции ансамбля усадьбы. Дом имеет симметричную и трехчастную объемную композицию, решаемую на каждом фасаде индивидуально, в зависимости от его ориентации. Центр парадного (северного) фасада, обращенного на улицу, отмечен четырехколонным портиком, констрастирующим с гладью стен. В обращенном в парк южном фасаде его центральную часть раньше, видимо, занимали обширные веранды, оразованные крупными ризалитами боковых частей фасада. Собранность объемной композиции дома подчеркивает его высокая четырехскатная кровля. Крупный по масштабу и формам дом доминирует в композиции ансамбля, среди окружающей малоэтажной сельской застройки и ландшафта. В композиции фасадов дома сочетаются формы высокого классицизма (ампир). Главный фасад выделен своеобразно интерпретированным четырехколонным портиком, антаблемент которого ныне утрачен, как утрачен и треугольный фронтон, грубо воспроизведенный в дереве в позднее время. Искажены абаки колонн тосканского ордера. Крупный портик энергично выделяется на фоне гладкой стены, прорезанной типичными для ампира высокими прямоугольными оконными проемами и увенчанной карнизом большого выноса, что также характерно для этого стиля. На стене, в поддерживающей части карниза, сохранились профили более древнего происхождения: четвертной вал и три полки. Углы дома акцентированы двухэтажными пилястрами, в которых крепуются профили карниза и междуэтажной тяги, состоящей из вала и двух полок. Центральную часть фасада, обращенного в парк, занимает глубокая впадина между боковыми ризалитами, где, очевидно, первоначально были веранды. Габариты основных помещений дома следующие: центральный холл - 6,43х8,72 м, парадная гостиная, примыкающая у портику, - 6,3х6,75 м, угловая, северо-восточная гостиная - 6,56х8,95 м, угловая, северо-западная гостиная - 6,47х6,78 м, остальные комнаты меньшего размера. * * *
Служебный флигель имеет оригинальную трехчастную планировочную структуру: расширенную центральную часть, представляющую единое пространство, и более узкие боковые части, связанные с центральным помещением через небольшие помещения-переходы. Общая длина флигеля - 36,12 м, наибольшая ширина (в центральной части) - 12,56 м, наружные габариты центральной части 12,3х11,98 м, боковых частей - 11,68х8,74 м и 11,58х8,78 м. Стены флигеля выложены из большемрного кирпича. Фундаменты бутовые. Перекрытие плоское. Кровля железная, двускатная по наклонным стропилам. Невысокий одноэтажный, сильно протяженный в глубь усадьбы объем флигеля перекрыт высокой кровлей. Протяженные фасады флигеля "оживляют" выступы центральной части, средняя часть стены которых, в свою очередь, пластически обогащена креповкой и нишами. В композиции флигеля особенно выделяется главный торцовый фасад, обращенный на улицу; он решен в виде пилястрового портика с неполным антаблементом (отсутствует архитрав) и высоким треугольным фронтоном, в тимпане которого - широкий арочный проем. Его ширина равна расстоянию между пилястрами. При весьма небольшой высоте флигеля в композиции фасада достигнута приподнятость и величавость формы. Боковые фасады сильно искажены изменением формы старых проемов и пробивкой новых. Размеры основных помещений флигеля в плане следующие: центральная часть - 10,2х10,52 м, помещения, примыкающие к главному (северному) фасаду - 6,52х7,45 м, главного помещения южной части - 4,73х7,38 м.
* * *
Усадьба, как уже сказано выше, принадлежала дворянам Бологовским и была родовым имением Бологовской Анны Дмитриевны, жены известного русского астронома Федора Александровича Бредихина (1831-1904 гг.). Последний очень часто бывал и подолгу жил в усадьбе, особенно в последние годы жизни. Здесь же им проводились и астрономические наблюдения, для чего в имении была специально оборудована небольшая обсерватория. В знак уважения к его памяти в 1970 г. в нескольких комнатах главного здания усадьбы был создан мемориальный кабинет-музей Ф.А.Бредихина, где до пожара 1994 г. экспонировались некоторые подлинные вещи астронома и часть мебели, некогда входившей в интерьер дома.
* * *
Ансамбль усадьбы как памятник гражданской архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1971 г., как памятник истории он стоит на гос.учете с 1949 г., а на охране местного значения - с 1960 г. Ансамбль национализирован в 1918 г. и передан на баланс местного химического завода, который приспособил постройки усадьбы под жилье и службы подсобного хозяйства, которые здесь располагаются и поныне. За время, прошедшее с момента национализации, ансамбль утратил свою первоначальную структуру. На его территории в разные годы были построены два деревянных жилых дома и кирпичное одноэтажное здание детского сада. Старые постройки усадьбы сильно запущены и практически не ремонтировались, часть парка вырублена, пруды заросли и заболотились. В 1994 г. вследствие пожара в главном доме выгорели практически все перекрытия, часть стропильной конструкции и от него сохранилась собственно только коробка, которая начала интенсивно разрушаться. По материалам Казаринова А.,1971 г. Фото 1960 г. и Казаринова А.,1971 г.
|
посетителей странички: 2762716 сегодня: 141 (сайта: 61775416) |
Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007 www@ivanovo.ru |
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна |