Ивановская обл., Комсомольский р-н, с.Дмитриевское
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Дмитриевское

Церковь находится в центре села. Она была построена в 1772 г. В 1840-е гг. перестроена трапезная, а на рубеже XIX-XX вв. возведены ризница и сторожка. К юго-востоку от церкви, в метрах в ста - пруд; к северо-западу проходит дорога, делающая в этом месте крутой поворот на север. Здание кирпичное, побеленное.

Первоначальная композиция, возможно, имела распространенную в то время в окрестностях схему - храм с абсидой, трапезная с двумя приделами и колокольня. Это предположение подтверждает отсутствие каких-либо следов от окон на западной стене четверика.

Первоначальные части здания выстроены в традициях архитектуры конца ХVII в. Подобные постройки часто встречаются среди памятников Ивановской обл., однако эту характеризует как мастерство исполнение отдельных деталей, так и стилистически - традиционная чистота отдельных декоративных форм. Стройный двухсветный четверик храма был увенчан пятиглавием, поставленным на четырехдольный сомкнутый свод. Верхняя часть стен четверика украшена стилизованными кокошниками в обрамлении поребрика, окантованного валиками. Простенки между кокошниками обработаны лопатками. Ниже проходит карниз из тройного ряда поребрика и профилированного кирпича. Углы четверика обработаны лопатками. Оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамлены наличниками с полуколонками, перехватами-жгутами и имеют профилированные подоконники и фигурные карнизы. Размещение окон характерно для древнерусской архитектуры - они расположены в нишах, а окна верхнего света имеют внизу широкие скошенные подоконники. Окна нижнего света с деревянными подоконниками. В уровне пят свода проходят металлические связи, образующие в центре пересечения квадрат - довольно архаичный для этого времени прием крепления сводов. Полы в храме поздние, вымощены чугунными плитами 68х68 см.

Живопись темперная, сочная. В уровне нижнего света композиции переписаны в конце ХIХ в. маслом. В схеме фризообразного расположения сюжетов живописи прослеживаются традиционные мотивы ростово-ярославских мастеров. Сцены отделены одна от другой и обрамлены декоративными рамами с архитектурным орнаментом, выполненным в технике гризайль. Стены расчленены живописным карнизом с архитектурным орнаментом на два яруса. Центральные части венчающего поле стен живописного карниза трактованы как выступы ризалитов. Верхний ярус северной и южной стен занимают изображения евангелистов, а в оконных откосах - фигуры святых. На западной стене в центре верхнего яруса композиция "Вознесение", по бокам от нее сцены на евангельские сюжеты. В нижнем ярусе к югу от прохода в трапезную - "V Вселенский собор на Оригена Зловещего", к северу - "VII Вселенский собор на иконоборцев". В нижнем ярусе северной и южной стен читается только композиция "Рождество Христово" на южной стене. Живопись нижнего яруса выполнена в темных тонах.

Апсида немного вытянута по оси восток-запад, в интерьере просторная, хотя и перекрыта низкой ковкой. В уровне пят свода проходят металлические связи, образующие в интерьере пересечения квадрат. Живопись утрачена, полы вымощены чугунными плитами. Окна с лучковыми перемычками, деревянными подоконниками и небольшими распалубками над ними.

Цоколь храмовой части невысокий, украшен поребриком, окантованным валиками. Венчающий апсиду карниз представляет собой высокий орнаментальный пояс, складывающийся из полочки, выкружки, полувала, полочки с сухариками и поребрика, окантованного валиками.

Кровля поздняя, металлическая с переломом в середине ската. От первоначальной сохранились только следы примыкания к стене в уровне карниза четверика.

Колокольня шатровая, ее нижний ярус служит притвором, в плане почти квадратный, перекрыт сомкнутым сводом. Выше него высокий восьмерик, перекрытый шатром. Завершение утрачено. Шатер прорезан тремя ярусами слухов. Проемы звона арочные. Арки украшены поребриком. Углы восьмерика обработаны спаренными лопатками. Восьмерик украшен двумя орнаментальными поясками. Лестница на ярус звона начиналась в западной стене нижнего яруса.

На восточной грани в уровне нижнего пояска - следы от примыкания кровли старой трапезной. Существующая трапезная - двухстоланая, с двумя симметричными приделами. Перекрыта системой крестовых сводов. Живопись утрачена, кроме композиции "Вознесение" на своде северного продела. Выдержана в темных тонах, обрамлена рамой в технике гризайль.

В апсиде северного придела полы вымощены керамической плиткой размером 24х24 см, положенной на кирпичное основание "елочкой". В остальных частях придела и западной части центрального прохода в храм полы деревянные. В центральном нефе трапезной полы вымощены плиткой, положенной на цементное основание. Окна, как и в старой части здания, помещены в ниши, доходящие до пола. Подоконники деревянные. В экстерьере цветовые проемы обрамлены рамочными наличниками с профилированным карнизом-полочкой. Венчающий карниз трапезной повторяет мотивы карниза апсиды. Над приделами были главы.

К южному фасаду колокольни пристроена ризница, соединявшаяся с трапезной дверью с кованым полотном. Ризница перекрыта кирпичным сводом по железным балкам (гофрированный свод).

К северному фасаду колокольни пристроено помещение сторожки. Потолок в нем подшивной, обит фанерой.

* * *

Вознесенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1974 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и превращена под склады местного Райпо, которые располагаются здесь и поныне. Общее состояние памятника можно оценить как удовлетворительное.

По материалам Якунина О.Ф., 1974 г.

Фото Галашевича А.А., 1974 г.




посетителей странички: 2727781 сегодня: 50 (сайта: 59770575)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна