Интервью, обзоры

Водку поставят на счетчик
19-08-2004

Возможно, в скором времени русский народный напиток водка перестанет быть чемпионом по количеству подделок. Скоро госчиновники будут пристально отслеживать передвижение по стране каждой бутылки с алкоголем и точно знать, сколько литров водки, в том числе и контрафактной, ежегодно выпивают сограждане.

Как стало известно корреспонденту РК, на днях Федеральная налоговая служба подписала разрешение на регистрацию специальных контрольно-кассовых аппаратов с «электронной контрольной лентой защищенной» (ЭКЛЗ) для учета алкогольной продукции в розничной продаже.

Специальные кассовые аппарты для водки - чисто российское ноу-хау, которое не применяется ни в одной другой стране мира. Для российского алкогольного рынка это нововведение можно считать революционным.

Ведь именно розница формирует спрос на «паленый» алкоголь, доля которого на алкогольном рынке во многих регионах зашкаливает за 60%, а от отравлений которым ежегодно гибнет более 40 тысяч человек. На данный момент не существует достоверной информации об объемах реализации алкогольной продукции в розничной сети. Все цифры о продажах и употреблении алкоголя в России, которые приводят чиновники в ежегодных отчетах, являются примерными и оценочными. Дело в том, через магазины свою продукцию продают не только крупные производители, но и индивидуальные частные предприниматели, представляющие упрощенную отчетность. Отсюда и любопытные нестыковки в статистике. К примеру, по данным Госкомстата России, за 8 месяцев 2003 года в стране промышленными предприятиями и оптовиками продано предприятиям розничной торговли в розницу 73,3 млн. декалитров водки. А из розничной сети за тот же период населению продано 138,8 млн. декалитров - то есть половина продаваемой в магазинах водки берется неизвестно откуда!

Много лет чиновники и силовые ведомства пытались укротить поддельный алкоголь: жонглировали акцизами, устанавливали измерители содержания спирта, ужесточали условия выдачи лицензий, вводили налоговые посты на предприятиях и акцизных складах. А количество злосчастной левой водки никак не убавлялось. Все потому, что принимаемые меры касались лишь производителей и оптовиков. За магазинами, через которые и шел весь неучтенный контрафакт, никто не следил.

Скоро все изменится. После принятия соотвествующим нормативных актов, магазин, который хочет заниматься реализацией «зеленого змея» должен будет обзавестись специальными контрольно-кассовыми машинами с ЭКЛЗ и специальным программным обеспечением, благодаря которому при считывании штрихкода с бутылки в аппарат поступают полные данные о наименовании и происхождении покупаемой бутылки, номера разрешительных документов и сертификатов, адреса производителей и оптовых поставщиков и тд.

Вся информация о происхождении бутылки с «зеленым змеем» будет наноситься в виде скрытого голографического изображения и микротекста на региональные специальные марки, которые наклеиваются на бутылки. Кстати, аппарат также сможет отличать настоящие марки от поддельных.

ЭКЛЗ представляет собой небольшую коробочку с гнездом для гибкого ввода данных. Она монтируется внутри кассового аппарата или на его корпусе и подключается к нему. В среднем при больших объемах продаж одного блока хватает примерно на год. Как и другие отчетные бухгалтерские документы, блок ЭКЛЗ должен храниться в течение 5 лет. Налоговый инспектор или любой другой контролирующий чиновник, имея ключ ввода и считывания информации, сможет при необходимости прочитать любую нужную ему информацию. По истечении 5-летнего срока записи по согласованию с налоговым органом можно уничтожить и использовать блок ЭКЛЗ повторно.

Все сведенья о продаже алкоголя в электронном виде поступают в специальный отдел контроля при администрации региона, на территории которого продается алкоголь. У чиновников в свою очередь уже имеется банк данных учета производства и поступления продукта в оптовое и розничное звено. Данные, пришедшие из магазина о реально проданных бутылках должны будут совпасть с данными чиновников о том, сколько бутылок и чьего производства должно быть продано. Если же такого совпадения не случилось, контрольные службы будут разбираться, откуда пришла «лишняя» продукция.

К всеобщей борьбе с контрафактным алкоголем планируется подключить и потребителей. Человек, купивший бутылку водки или шампанского, в происхождении которой, откупорив приобретение дома, он вдруг засомневался, сможет позвонить региональному оператору справочной службы программно-аппаратного комплекса «Контроль качества и безопасности алкогольной продукции» (координаты будут наноситься на региональные марки). В справочной он получит такую же полную информацию, как и инспектор при чтении двухмерного штрихового кода. В свою очередь оператор справочной службы, сравнив данные пользователя с данными информационного банка, может получить информацию о том, в каком звене розничной торговли появляется контрафактная продукция.

Подобная система учета коснется всего алкоголя, поступающего в российские магазины, в том числе и импортного.

Сейчас пока ни чиновники, ни участники алкогольного рынка не могут сказать, когда и где появятся первые кассовые аппараты.

«Процесс уже идет, - заявил корреспонденту РК руководитель ФГУП «Москачество» Сергей Слудняков. - Прежде всего новая система учета розницы будет вводиться, конечно, в Москве, но когда именно, вам сегодня никто не скажет, поскольку не еще выработана соответствующая нормативная база. В свою очередь нормативная база появится тогда, когда будут завершены все натуральные испытания аппарата в действии и разработаны программы обработки данных».

Однако, в Национальной алкогольной ассоциации полагают, все нормативные проблемы уже будут решены к следующему году, в начале которого российскую розницу уже начнут оборудовать первыми контрольными чудо-машинами.

«Те организации или предприниматели, которые не смогут себе позволить. Например, никого не смущает запрет на реализацию алкогольной продукции на рынках и вблизи метро. Водка не должна предлагаться на каждом шагу, - комментирует ситуацию президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. - Алкоголь не должен становиться импульсной покупкой, то есть человек не должен придя в магазин за макаронами и увидев случайно возле касс бутылку водки, взять ее на всякий случай, чтобы перед ужином немножко выпить, если у него сначала такая задача не стояла. Люди лишний раз не будут покупать алкогольную продукцию, если нет такой необходимости».

По оценкам экспертов, в первый год введения системы учета в России на треть сократится число торговых точек, продающих спиртное, а также на треть убавится и количество продающегося в магазинах алкогольного контрафакта.

Газета "Русский курьер"

назад



посетителей странички: 8371541 сегодня: 167 (сайта: 62688923)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна