Интервью, обзоры

Православная культура станет обязательным предметом школьной программы
29-01-2004

Знание истории православия - такой же долг каждого российского гражданина, как и владение русским языком. И как правила русской орфографии, каждый школьник обязан изучить основы православной культуры. Во вторник на всероссийской научно-практической конференции "Изучение православной культуры в светской школе" об этом заявил заместитель министра образования России Леонид Гребнев.

Еще несколько дней назад представитель Министерства образования заявил, что в российских школах нужно изучать православие. Чем скорее, тем лучше. А во вторник этому посвятили целую конференцию в министерстве. Выступающие наперебой говорили, что без православия не воспитать нормального, честного, трудолюбивого человека, благодарили церковь и власть, крестились, славили Бога.

Быть православным стало модно. Сегодня две трети россиян называют себя православными. Но под православием они понимают скорее некую культурную общность, чем набожность.

- Объем знаний о религии в общих курсах недостаточен, ребенок воспринимает искаженную информацию, - заявил с кафедры архиепископ Калужский и Боровский Климент. - Система изучения православной культуры поможет ребенку в его религиозных поисках.

Но с каких пор гражданин России обязан определять себя по религиозной принадлежности? До последних лет воспитание и образование в России носили светский характер. Хотя заместитель министра образования Леонид Гребнев убежден, что это не так:

- Поиски смысла жизни - это религиозные поиски. Когда ребенок думает о смысле жизни, надо, чтобы школа ему говорила: наука вам никогда не ответит, не ищите ответа в учебниках, есть другие, священные, тексты и люди, которые давно этим живут.

Вслед за этим чиновник Гребнев пустился в поиски этимологические и доказал, что русские - народ глубоко религиозный, в отличие от западного человека, который живет ради денег, забыв о церкви. А у нас каждая неделя заканчивается Воскресением. Перед ним идет суббота - от священного еврейского "шабат". Да и слово "счастье" - однокоренное с Причастием, а жить по совести - значит, сообразно Благой Вести. Честно говоря, не мешало бы господину Гребневу перед выступлением заглянуть в этимологический словарь!

Но деятель образования этого не сделал - он пошел дальше. Оказывается, огромный вред России принесли два зловредных вопроса русской интеллигенции "Кто виноват?" и "Что делать?" Они греховны по сути - ведь искать виноватого православный должен в себе: "Кто вопрошает "Что делать?", тот не читал, наверное, Нового Завета. Иисус сказал, что делать, - начинать с себя!" - восклицал замминистра, забыв, наверное, что стоит не на церковном амвоне, а за трибуной министерства - трофеем советских времен.

И все смешалось! Разбавляя партийные штампы псевдорелигиозным пафосом, начала свое выступление начальник управления образования Дмитровского района Московской области, и, как из щедринского Органчика, посыпались на головы собравшихся "дискретность... духовность... формирование комплекса нормативно-правового... информационно-методическое обеспечение школ... Бог помогает!"

Уходя на обеденный перерыв, собрание постановило: если ввести православную культуру в программу, то те директора школ, которые будут против этого предмета, ответят перед законом. В проекте итогового документа конференции предлагается "пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуры православия". Предлагается включить разделы о православном христианстве в программы по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, изобразительному искусству, музыке.

Школьные учителя из регионов идут дальше декларируемых намерений.

- Школа должна подвести детей к храму, а священнослужители - ввести внутрь, - говорит преподаватель из Смоленска. - Мы же не спрашиваем у ребенка: "Мальчик, ты хочешь болеть туберкулезом?" А просто делаем ему прививку!

"Изучать Священное Писание надо тогда, когда ребенок верит каждому слову учителя - в начальной школе", - говорит другая учительница и, смущаясь, заканчивает свое выступление "Спаси, Господи!"

А как же понятие светскости - ведь и государство, и образование в России по закону отделены от церкви?

- В Советской России был закон о вероисповедании, по которому предметы религиозного и философского характера, не сопровождающиеся исполнением обрядов, могут быть частью государственной программы. Сейчас нет этой статьи, отсюда большая путаница. Если нет обрядов, это уже светскость! - считает Гребнев.

У священнослужителей свои резоны:

- В Москве четыре государственные иудейские школы. Открываются частные мусульманские школы, кругом строятся мечети, мусульмане добиваются своих прав. Школа и церковь должны быть вместе! Мы не призываем к безобразиям, мы призываем к восстановлению прав русских, не каких-то меньшинств - иудеев, мусульман и других! - высказывания протоиерея Владимира попахивают национализмом, но в этом зале некому его остановить.

- Есть мнение, что Россия - страна многоконфессиональная, - заключает заместитель министра образования Леонид Гребнев, - и нельзя выделять одну религию, даже если она имеет очень большие заслуги. Однако если русский язык обязателен для всех, то и с православными ценностями мы должны знакомить всех, независимо от того, какой религии они придерживаются.

Французским школьникам запретят носить большие кресты, хиджабы, кипы и бороды

В ближайшие несколько недель французский парламент должен утвердить законопроект, согласно которому ученикам государственных учебных заведений запрещается носить религиозные символы - мусульманский платок хиджаб, иудейскую кипу, большие католические кресты. Закон вступит в силу с нового учебного года, после чего школьники смогут приходить на уроки лишь с небольшими медальонами, кулонами, крестиками и другими предметами, определяющими их религиозную принадлежность. Лучше всего, если они будут спрятаны под одеждой.

Несколько дней назад министр образования Франции Люк Ферри предложил включить в "черный список" запрещенных религиозных символов и бороду. В том случае "если она является религиозным символом" - мусульман или сикхов.

- Франция должна окончательно отделить церковь от государства, искоренив все внешние признаки религиозности в учебных заведениях, - пояснил свое предложение министр.

Хотя никакой официальной статистики нет, приблизительно несколько тысяч девочек-мусульманок сейчас ходят в школы с платком на голове. Этот факт уже стал причиной не одного скандала - преподаватели за ношение хиджаба просто отстраняют девочек от занятий.

Законопроект о религиозных символах, разработанный специальной комиссией, поддержал французский президент Жак Ширак. Он же отклонил другой пункт рекомендаций комиссии - об официальном введении выходных дней для школьников во время мусульманского праздника Курбан-байрам и еврейского Йом Киппура.

Решение президента вызвало бурю возмущений во Франции, где проживает около пяти миллионов мусульман - больше, чем где бы то ни было в Европе. Во Франции прошли массовые демонстрации, поддержанные в других европейских городах - Лондоне, Берлине, Брюсселе. Митинг против планов французских властей, воспринятых как "попрание одного из основных прав человека - свободы вероисповедания", был организован в Багдаде. На улицы иракской столицы вышло несколько сотен человек.

Однако власти эти демонстрации вряд ли остановят. Ведь по опросам 70 процентов французов полностью согласны с Шираком. Более того: на стороне президента - 40 процентов мусульман, проживающих во Франции.

- Отделение школы от церкви стало одним из великих достижений Французской Республики. Эта идея жизненно важна для поддержания общественного порядка и национального единства. Мы не можем дать ей ослабнуть, - заявил президент Ширак в обращении к нации. Правительство отказывается признавать, что закон нарушает права какой-либо религиозной группы. По словам министра иностранных дел Франции Доминика де Вильпена, "французские власти действуют исключительно в интересах соблюдения принципа равноправия и демократии".

Елена ШЕСТЕРНИНА

INAUKA.RU

назад



посетителей странички: 8331988 сегодня: 215 (сайта: 61814326)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна