ивановский региональный портал ивановский форум карта сайта
 


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Механизация ситцепечатания

В конце 20-х - начале 30-х годов XIX века начинается механизация ситценабивного производства. В этот период на ряде предприятий села Иванова и прилегающих к нему местностей устанавливаются ситценабивные машины, которые приводились в действие сначала конными приводами, затем паровыми двигателями. Введение ситцепечатных машин было важным этапом в развитии производства. Они не только ускорили процесс изготовления ситцев, но и повлияли на характер их художественного оформления. Узор, который прежде искусные резчики вырезали на досках, и от их умения зависело качество его воспроизведения на ткани, теперь мастера-гравировальщики переносили на медные цилиндры. Если в досках узор был выпуклым, то на медных цилиндрах он гравировался углубленно, и техника гравирования на металле позволяла воспроизводить тончайшие линии рисунка. Это расширяло художественные возможности в украшении тканей. Представлялась возможность осуществлять огромное количество комбинаций таких выразительных средств, как линия, штриховка, точечные и ажурные разработки, воспроизведение мельчайших геометрических, цветочных и растительных форм, что позволяло создавать бесчисленные варианты в пределах одного вида узора или сорта ткани. Это обеспечивало малую повторяемость одинаковых узоров, что для массового производства является моментом очень существенным. Теперь качество выполнения узора зависело от искусности гравирования, дела совершенно нового для ивановских мастеров. Прежде резное и набоечное мастерство считалось самым нужным в изготовлении ситцев, и большая часть ивановских и окрестных жителей были резчиками и набойщиками. Опытный резчик мог сам перевести на доску понравившийся ему узор и набить его на ткань. Теперь же выделяются специалисты: художники-рисовальщики узоров и мастера-гравировальщики, которые переводят эти узоры на медные валы. Гравировальщики в основном были иностранцы, так как собственных кадров в начальный период механизации еще не было. Сохранилась память об ивановском самоучке Иване Хорине, который умел └накатывать" медные валы, но в основном среди гравировальных мастеров находились иностранцы (Пракс, Тиссо, Ложе-отец и сын, Штисс, Шмит и Гандер).

Дальнейшим развитием техники ситцепечатания явилось введение перротин-машин, которые печатали плоскими формами сразу в несколько красок. Производительность этих машин была менее значительной, чем производительность цилиндренных машин, но они одновременно могли печатать несколькими красками, и их начали использовать для изготовления многокрасочных ситцев. Первая такая машина была установлена на фабрике Алексея Посылина в Шуе в 1845 году, она одновременно могла печатать в три краски. К 1869 году на фабриках Владимирской губернии действовало двадцать перротин. Затем с появлением многовальных цилиндренных машин перротины потеряли свое преимущество, их заменяют более производительными ситценабивными машинами. Но следует заметить, что механизация ситценабивного производства в этом районе происходила медленнее, чем в Москве и Петербурге. За счет сверхэксплуатации ручного труда набойщиков и ткачей крестьян-надомников ивановские предприниматели выдерживали с успехом конкуренцию технически оснащенных предприятий Московского и Петербургского районов. Совершенствуются в этот период также способы беления миткалей под набивку ситцев, а также методы крашения их. В 1828 году в Иванове беление миткалей на некоторых предприятиях производилось химическим способом. На ряде заведений летом продолжали белить миткали на лугах, а зимой применяли химические препараты для беления тканей ^. В 1830-1870-х годах произошли крупные открытия в красильном деле. Во второй половине 1850-х годов сначала марену стали вытеснять продукты, которые готовились из нее, - гарансин и крап-экстракт. Применение крапового экстракта облегчило приготовление ситцев в сочетании розового и зеленого, соединяя набивку этих цветов в одновременную механическую операцию. В 1847 году русским химиком Н.Н.Зининым была получена из смолы каменного угля искусственная краска анилин. В 1860-х годах начинается промышленное производство за границей анилина, который давал фиолетовые краски, а полученный из него фуксин - красные. Однако применение этих красителей в русском ситценабивном производстве начинается в основном с 1870-х годов. В 1832 году в Иванове устанавливают паровую машину и начинают применять пар для различных операций крашения. Большое распространение получает ,,запарный" способ крашения. При этом способе красящее вещество перед набиванием смешивается с протравами и всеми веществами, нужными для образования лака на волокне, такая смесь сгущается и набивается на ткань. Высушенная ткань подвергается действию сухого пара, при котором происходит соединение красящих веществ и образуется нерастворимый лак. При этом способе значительно сокращалось время крашения и можно было одновременно набивать несколькими красками. Все эти изобретения начинают осваиваться и ивановскими предпринимателями. Обозреватель выставки мануфактурных изделий в 1870 году отмечал: ..Улучшенные способы отбелки, печатания, окраски, составлявшие прежде только принадлежность обеих столиц, начинают проникать и в среду ивановского и шуйского производств". Усложнение искусства крашения требовало на новом этапе производства расширения познаний в химии у русских колористов. Так, в письмах 1847 года фабриканта П.Ф.Зубкова к своему приказчику в Москву имеется просьба купить ему руководство по химии. Приглашаются на ивановские фабрики колористы из-за границы. Разразившийся в 1825 году первый промышленный кризис в Европе оставил многих колористов без работы, что способствовало их переезду на русские мануфактуры. Первыми иностранными колористами были Бургсдорф, который проработал на фабрике Гарелина двадцать восемь лет, Барук, Геббель и другие . Приглашенным колористам вменялось в обязанность передавать свое искусство только детям фабрикантов как секрет. С 1845 по 1850 год в Иванове, Шуе, Александрове работало двенадцать иностранных колористов, а в 1856 году число их сокращается до семи. К этому времени появились свои колористы, в основном из среды фабрикантов. Это были В. П. Зубков, И.Н.Гарелин, В. С. Каретников, инженер-технолог Е.А.Латухин. Много было также самородков-колористов, особенно в крашении кубовых ситцев. В период с 1830 по 1870-е годы происходит специализация производства, выделяются художники-рисовальщики узоров, колористы, технологи, реклисты - мастера при ситцепечатных машинах. Коснулся этот процесс и ручного труда набойщика. Для ускорения процесса изготовления ситцев набойщики специализируются по нанесению определенного вида узора или краски. Так из них выделяются мастера-,.заводчики", которые набивали контур рисунка, грунтовщики делали грунт ткани, другие были мастерами по набивке красной, желтой и фиолетовой красок, были специалисты по набивке зеленой и черной красок. Все они получали разную плату за работу в зависимости от ее сложности. Процесс механизации способствовал образованию крупных центров ситценабивного производства. Одним из главных таких центров было село Иванове, которое вырастает в 1871 году в город Иваново-Вознесенск, где были крупные фабрики Гарелиных, Зубковых, Дурденевского, Буркова, Напалковых и других.

Наилучшими ситцами славилась в этот период фабрика Зубковых. Она возникла в 1815 году как ручное набоечное заведение крестьянина села Иванова П.А.Зубкова. Сам Петр Афанасьевич Зубков был искусным резчиком досок, а сына сделал колористом. В 1838 году построили каменную фабрику. С 1849 года на ней имелся паровой двигатель. По отзывам современников, изделия этой фабрики были признаны лучшими и по искусству крашения. Посетивший эту фабрику в 1860-х годах губернский механик И.Несытов писал: └На фабрике г. Зубкова я имел случай любоваться ручною набивкою ситцев, к коих для одного рисунка было приготовлено 12 разных досок и все оне так аккуратно и с такой верностью были сделаны, что искусный рисовальщик в состоянии лишь скопировать такой рисунок, набитый отлично подобранными колерами [...] Относительно столь аккуратного исполнения набивки нигде во всей губернии нельзя встретить как только на мануфактуре г. Зубкова . Хорошим сбытом своих изделий Зубковы были обязаны талантливому рисовальщику Владимиру Ремизову, проработавшему на предприятии около двадцати лет. Его рисунки отличались свежестью, новизной, были исполнены с учетом запросов покупателей в основном восточных окраин России. Ремизов был профессиональным художником, он получил специальное образование в московской рисовальной школе С. Г. Строганова.

Для сбыта своих изделий Зубковы имели лавки в различных городах. Кроме того, они сбывали свои товары на всех ярмарках. На выставке в 1861 году в Петербурге мебельные ситцы Зубкова были признаны по красоте узоров, краскам и чистоте работы выше московских. Он первый представил на выставку ситец с узором нового направления - └мильфлор". Эти узоры из мелких цветочных форм в плоскостном или объемном их решении и в различных композициях как нельзя лучше соответствовали новым возможностям, которые открылись в художественном оформлении тканей с введением ситцепечатных машин. Это использовали передовые предприятия, каким была в то время фабрика П. А. Зубкова. Высокую оценку получили на выставке и кубовые ситцы этой фаб-рики - за выставки своих изделий 1843, 1865 и 1870 годов они получили большие серебряные медали.

Широко известными ситцевыми предприятиями в Иванове были также фабрики Гарелиных. Они образовались из набоечного заведения, которое основал в 1751 году крестьянин села Иванова И.М.Гарелин. В конце XVIII века, кроме набойки, у него было и ткачество полотен, и крашение их в синий цвет, затем он переходит на изготовление бумажной бязи, но основным направлением с начала XIX века стала выработка ситцев. С 1818 года у него начинается выработка └саксонских" ситцев, а в 1825 году он одним из первых в Ивановском регионе ставит ситцепечатную машину, приводившуюся в движение лошадьми. С 1829 года на этой фабрике начинается производство кумача. На выставке в 1849 году пунцовые ситцы, которые представила эта фабрика, были из лучших. В 1865 году один из владельцев фабрики Я.Гарелин получает право употребления государственного герба за высокое качество своих изделий. Другие фирмы этой фамилии участвуют на русских и международных выставках. На выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а также в Париже в 1900 году они получают золотые медали за свою продукцию. Ситцы этих фабрик сбывались по всей России, на Кавказе, Средней Азии, Персии.

Крупным центром ситценабивного производства были также село Кохма, где находились предприятия Ясюнинских, Щербакова и другие, и село Тейково, где находилось крупное предприятие Каретникова. Город Александров Владимирской губернии становится крупнейшим центром по производству кумачовых ситцев. Здесь были фабрики Барановых, Зубова и других. Фабрики Барановых особенно славились своими кумачовыми ситцами. В малых размерах крашение пряжи в красный цвет здесь началось с 1813 года. Затем, в 1834 году, фабрика была перестроена и расширена. В 1847 году открылась Троицко-Александровская мануфактура тех же владельцев в селе Карабанове близ города Александрова для производства ситцев, окрашенных в └адрианопольский" красный цвет. С самого начала эта фабрика выпускала изделия высокого класса, и обозреватель промышленности в 1848 году писал, что по набивке пунцовых ситцев ставят эту фабрику наравне с иностранными этого рода фабриками. На Парижской выставке в 1867 году Барановы получают за свои изделия серебряную медаль. Отмечалось, что по качеству изделий эта фабрика может состязаться с наиболее известными швейцарскими и австрийскими фирмами. За высокое качество изделий на выставке 1870 года в Петербурге Барановы получают право изображения на своих изделиях государственного герба. На Всемирной промышленной выставке в Антверпене в 1885 году изделия этой фабрики, по отзывам обозревателя, произвели └полную сенсацию", └ситцы, бумажный плюш и кумачи так и играют своими прекрасными цветами и тонкими рисунками. Не заметить изделий этой фабрики невозможно' '". После Парижской выставки в 1889 году товары русских фабрик и среди них ситцы Барановых, └награжденные высшими наградами, почетными дипломами и золотыми медалями, успели уже войти в моду в Париже и вообще во Франции, так что лучшие магазины, как Лувр, Прентан, Бон-Марше, дали уже заказы", - сообщал обозреватель выставки. Ивановские ситцы в середине - второй половине XIX века получают полное признание не только на русских промышленных выставках, но и на международных, и некоторые виды ситцев с успехом конкурировали с изделиями признанных европейских фирм. Основным материалом для изготовления ситцев становится миткаль местного производства, и если в ситценабивной промышленности в этот период выделились крупнейшие предприятия, где весь процесс изготовления ситцев сосредоточивался на одной фабрике, то в производстве миткаля тогда еще широко практиковалась раздача крестьянам основы и утка для ткачества на дому. По отзывам современников, в 1850-х годах ткачество миткалей во Владимирской губернии представляло как бы одну обширную фабрику. Уже в 1828 году обозреватель промышленности писал: ,,[...] нет почти ни одного дома, ни одной крестьянской избы в окружных селениях, где бы не ткали миткалей, кашемиров, нанки, холстинок и проч., или не набивали ситцев, выбойки, платков, шалей". По его мнению: ,,Можно бы назвать сию округу Российским Манчестером". В 1830-1840-х годах на ткачество миткалей шла английская пряжа, а с развитием собственного бумагопрядения к середине XIX века использовалась преимущественно пряжа отечественного производства. Село Иванове служило главнейшим пунктом сбыта миткалей и бумажной пряжи. Русский миткаль окончательно вытеснил из производства восточные хлопчатобумажные ткани, а также английский миткаль, что сказалось и на характере ситцев.

Ситцы, которые шли на народный обиход, оформлялись в традициях народного искусства. В их узорах перерабатывались геометрические орнаменты, главным образом, в мелких масштабах - всевозможные квадратные, ромбические сетки, узкие полоски, мелкие кружочки, иногда паутинные сетки придавали полутон окраске ткани. Такими узорами покрывались рубашечные ситцы. На плательных машинных белоземельных, а также краснофонных ситцах разрабатываются цветочные мотивы в плоскостном или объемном решении цветочных и растительных форм. Объемность форм здесь достигалась штриховыми точечными разработками цветочных и растительных мотивов. Цветочные орнаменты красно-розовых оттенков украшают кубовые ситцы. В них удивительным образом найдено соотношение фона и узора ткани, и тот и другой играют самостоятельную роль. Отдельный цветочный мотив всегда просматривается на темно-синем фоне, но не теряется на нем, а в соседстве с другими элементами раппорта узора создает игру сине-красно-розовых тонов. На красных кумачовых ситцах цветочные и растительные мотивы предельно обобщены и превращаются в орнаментальные формы, которые нанесены на ткань как бы кистевой росписью. Такая трактовка цветочных и растительных орнаментов напоминает роспись хохломской деревянной посуды, с которой эти ткани имеют много общего и в колорите. В цветочные и растительные узоры органично вплетаются орнаментальные фигуры ,,огурцов", а на некоторых изделиях - лучевые формы, которые как бы пронизывают желтым свечением весь узор. Яркий колорит этих тканей в контрастирующем сочетании тонов - красного с белым, красного с желтым, синим, зеленым и черным - особенно отвечал народному вкусу. В отличие от установившихся видов оформления ситцев, которые бытовали в народных слоях, ситцы └городского" вкуса не имели какого-то определенного направления. Сохранившиеся образцы показывают, что в некоторых случаях художники обращаются к узорам шелковых тканей предыдущего периода. Так на ситце фабрики П.А.Зубкова середины XIX века видим узор, напоминающий композиции узоров на шелковых тканях последней четверти XVIII века, так называемых └дрогетов", с узорами из ромбической сетки с цветочным заполнением, которые шли на модные жилеты и платья в то время. Из переписки Зубкова со своим приказчиком, находившимся в Москве, видно, что фабриканты чутко прислушивались к изменчивым вкусам покупателей. Приказчик постоянно высылает на фабрику образцы модных московских ситцев. В 1847 году Зубков получает абонемент у московского комиссионера Ферстера на доставку английских ситцев. Имел абонемент у Ферстера и фабрикант А.М.Гарелин. Ивановские фабриканты были в курсе всех новых западноевропейских модных направлений в украшении ситцев. Но если судить по сохранившимся образцам, которые в достаточном количестве имеются в альбомах второй половины XIX века, не все модные направления могут быть оценены положительно. В этот период в оформлении ситцев появляется вычурность, лишенная художественных достоинств. Обозреватель выставки 1853 года писал об узорах такого плана: └Тут, можно сказать, ботанический сад набивного искусства. Но флора тут самая своенравная иероглифическая, если позволено так выразиться. В одном месте вам предстает небывалый в природе пион, расцветший на каком-то причудливом орлином носе, в другом крючковатый чертополох, свернувшийся самоваром, в третьем незабудки, расплывшиеся по темно-синему полю неслыханными в энтомологии козявками, и т.д.. Здесь утрачено чувство меры в соотношении форм, и едва ли такое направление можно назвать плодотворным. С 1860-х годов появляются на ситцах тематические узоры с изображением лошадиных голов, подков, кур, петухов, воспроизведенных с фотографической точностью. В этих узорах натуралистическая предметность часто противоречила декоративному началу и снижала художественное достоинство таких узоров. Значительно более плодотворным было направление ,,мильфлор" - разработка мелких цветочных орнаментов в плоскостном или объемном решении, но всегда графически очерченными. В этих узорах давался не цветок, а образ цветка, и поэтому представлялось огромное поле для фантазии в разработке разнообразных орнаментальных его форм, чем с успехом и пользовались художники. Удачно были найдены соотношения масштаба цветов и раппорта узоров. Скомпонованные в шашечном порядке или на тонких извивающихся ветках, узоры играли формами и гармонично подобранными тонами колорита. Эти узоры очень хорошо сочетались с тонкой фактурой тканей, для которых они предназначались. В них использовались также все достижения машинной техники, позволявшей в этот период давать ювелирно точную печать. Первый такой узор представлен был на выставку в Петербурге в 1861 году фабрикой Зубкова. Плодотворно работали в этом направлении в конце XIX века на фабрике П. Битовой в Иваново-Вознесенске художники Н. Голубев, Я.П.Пономарев, А.Малинин, Н.Балахнин. Новое звучание получает прием точечных разработок фона. Располагаемые около каких-либо орнаментальных форм, точки, по мере удаления, уменьшались в размерах и помещались более разреженно, чем достигался плавный переход от орнамента к фону, при этом создавалось впечатление глубокой перспективы, и орнаментальные фигуры или цветы казались как бы выплывающими из темного фона. Другой прием применялся для построения узора, имитирующего шелковые ткани ,,шан-жан". Косые полосы с утолщениями, повторенными в определенном ритме, образовывали овальные фигуры с размытыми контурами, которые и производили эффект переливчатости, характерной для этих тканей. Создавались также мелкоузорные композиции, сплошным ковром покрывающие поверхность ткани, которые получили название └мраморных". Эффект достигался ритмическим чередованием отдельных мелких геометрических мотивов. Вообще композиционные и ритмические построения узоров усложняются. Часто на узорный фон с определенным ритмом чередования отдельных элементов орнамента накладывается более крупный узор с другим ритмом чередования элементов. Иногда цветочные формы, расположенные в шашечном порядке, перебиваются геометрическими мотивами с более сложным ритмом построения узора. На ситце фабрики Куваева 1880-х годов по черному полю набиты букеты красно-розовых цветов. Букет свободно брошен на поле ткани, но его композиция строго продумана. Крупный цветок в середине окружен более мелкими, а они, в свою очередь, окружены еще более мелкими бутонами, чем достигается плавный переход интенсивного красного узора к черному фону. Букет как бы просвечивается, отражая блики, которые дополнительно сообщают живость игрой светотеней. На других ситцах отдельные ветки цветов расположены в традиционной композиции -шашечном порядке. Нежный колер цветов гармонирует с кремовым фоном на одних узорах и подчеркивает глубину черного фона на других.

В конце XIX века фабрика Куваевых делает большие успехи в улучшении качества изделий. На выставках в Москве 1882 года, в Париже 1889 и 1900 годов она неизменно получает золотые медали за свои изделия ^. Этими успехами она во многом была обязана коллективу художников, которые работали на ней. Сохранились имена художников П.И.Комиссарова, который работал на этой фабрике в 1880-х годах, И.К.Голубкова, А.С.Медведева, И.С.Почерникова, около двадцати лет проработавших здесь же в период ее расцвета в конце XIX века. Создавали рисунки ситцев в 1880-х годах для фабрики Н.М. Полушина в Иваново-Вознесенске художники А. О. Травин, Г. М. Голубев и Н.И.Попов. Последний имел собственную мастерскую, в которой выполнялись рисунки ситцев для различных фабрик. Рисовал для фабрики В.Меньшикова в Иваново-Вознесенске художник А. Аксаков.

Ивановские ситцы как самые дешевые и доступные широким народным массам оказали большое влияние на народный быт. Внимательные наблюдатели уже в середине XIX века отмечали, что ивановские ситцы совершили целый переворот в народном быту. С распространением ситца исчезали домотканые изделия, сарафаны превращались в платья, целые слои сельского населения становились по своему костюму ближе к городскому. Широкое проникновение в, народный быт ивановских ситцев цехкс современники объясняли не только дешевизной этих тканей, но и близостью 1896 ситцевого рисунка народному вкусу. В ивановских ситцах с наибольшей полнотой сохранились народные традиции в украшении тканей, равновесие в композиции, любовь к цвету, к цветочным и растительным формам живой природы. В узорах ситцев нашло выражение художественное дарование талантливых народных мастеров нескольких поколений.


версия
для печати
29 марта 2024 г.
пятница
курсы валют
USD
(31.12.2012)
32.1961
EURO
(31.12.2012)
41.6714
события
1 апреля:
День смеха
1 апреля:
Международный день птиц



Ивановская группа пользователей Linux







Проверка слова

www.gramota.ru


посетителей странички: 41963 сегодня: 2 (сайта: 59778699)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна