ивановский региональный портал ивановский форум карта сайта
 


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Текстильные узоры

Узоры и колеры ситцев конца XVIII - начала XIX века обнаруживают различные истоки художественной культуры, которой владели ивановские мастера. Прежде всего, они наследовали орнаменты и композиции узоров, которые были созданы в предыдущую эпоху в различных видах народного декоративно-прикладного искусства. Среди них наиболее древний слой орнаментов геометрического характера: горохи, ромбы, круги, квадраты компонуются в узорах по традиционным приемам равновесия в линейные и диагональные композиции. На более тонких хлопчатобумажных тканях эти орнаменты мельчают, а узоры, составленные из этих элементов, получают новое звучание. На старинных народных тканях этими элементами орнамента разрабатывали главным образом фон или отдельные части узора. Теперь они получают самостоятельное значение раппорта узора. Орнаментами из мелких ромбиков, расположенных в шашечном порядке, полос, разделанных квадратами, трилистников, мелких цветков украшают ,,выбойки", которые шли на мужские и женские крестьянские рубашки. Эти мелкоузорные ткани заменяли домотканые крестьянские пестряди, которые имели с ними много общего в характере узоров. Выполнены в традициях народного искусства и некоторые изобразительные мотивы,

встречающиеся на набивных тканях этого времени. На скатерти мануфактуры М.И.Гарелина начала XIX века узор решен плоскостно, изображение птиц предельно обобщено и вписано в общий узор наравне с геометрическими и растительными мотивами, что является характерным для решения подобных композиций в народной набойке. Орнаменты из геометрических фигур были наиболее устойчивыми и просуществовали в разных вариантах на ситцах в течение всего XIX - начала XX века. Другое направление в художественном оформлении ивановских ситцев обнаруживает стилевую общность с орнаментальными формами и композициями западноевропейского декоративно-прикладного искусства. Эти орнаменты и композиции на ситцы перешли, очевидно, с шелковых тканей, которые делались ,,в европейском вкусе". Но, обладая стилевым единством с узорами шелковых тканей, орнаменты ситцев этого направления имеют и своеобразие. Здесь обнаруживается сосуществование текстильных узоров, характерных для стилей разных эпох. Так, узор выбойки мануфактуры О. С. Сокова, изготовленной в конце XVIII - начале XIX века, с изображением крупных фантастических плодов и крупных листьев по своему орнаментальному и композиционному решению созвучен узорам тканей конца XVII - начала XVIII века. Точно так же на ситце мануфактуры И.М.Ямановского, выработанном в конце XVIII века, в решении узора видны отзвуки "травного" орнамента, характерного для орнаментов XVII века. Ситцы мануфактуры О. С. Сокова с круто извивающейся кружевной, а на другом ситце цветочной гирляндой выглядели несколько старомодно в конце XVIII века. Подобная композиция в шелковых тканях была модной в середине XVIII века. Вместе с ними вырабатываются и ситцы фабрики К.Упрямцева и О. С. Сокова, узоры которых решены в стиле строгого классицизма. Четкие прямые полосы с геометрическим орнаментом чередуются с полосами, в которых извивается вдоль полотнища изящная ветка цветов и листьев. Такие композиции были наиболее распространенными в шелковых декоративных тканях этого времени. Другая композиция, характерная для узоров на тканях стиля классицизма, - вазы с букетами цветов, помещенные в строгие орнаментальные круги, ромбы, овалы, - в узорах ивановских ситцев, сохраняя общий композиционный строй и некоторые орнаментальные формы, решается своеобразно. На ситце мануфактуры П.А.Зубкова цветы переполняют корзину, пышно разрастаются во все стороны; пространство между букетами, расположенными в соответствии с требованием стиля в шашечном порядке, заполняется травным орнаментом с цветами более мелкого масштаба, чем цветы в корзине. Все это придает необыкновенную живость всей композиции. На ситце мануфактуры А.М.Бабенкова изображение вазы усложняется отходящими по сторонам орнаментальными пышными завитками, которые дополнительно разрабатываются цветочными мотивами. Такое же буйство растительных и цветочных форм встречается и на других ситцах, в которых дань стилю классицизма выражена в линейном решении композиции - полосах, которые были характерны в узорах тканей этого стиля. На ситцах мануфактуры О. С. Сокова, а также на ситце неизвестной фабрики с клеймом "С:Ф:А:П:С:К" полосы образуются из расположенных рядами букетов или выявляются различной окраской фона, цветы и листья заполняют почти сплошным ковром фон ткани, в то время как в шелковых тканях стиля классицизма, которым узоры этих ситцев подражали, фон всегда играл самостоятельную роль.

Встречаются в узорах ивановских ситцев и композиции, характерные для узоров сарафанных парчовых тканей, которые вырабатывались в конце XVIII - начале XIX века на предприятиях Богородского уезда Московской губернии. Узоры этих парчовых тканей сами являются переработкой в народном вкусе узоров западноевропейских шелковых тканей XVIII века. Дешевые мишурные парчовые ткани шли на праздничную женскую одежду - сарафаны, душегреи. Естественно, орнаменты таких тканей были особенно близки мелким товаропроизводителям, и они повторяли их на ситцах со всеми деталями, сохраняя даже фактуру шелковых тканей. На ситце с клеймом фабрики И.П.Кобылина конца XVIII века по красному фону, разработанному полосками, которые передают характерную для этих тканей рубчатость, букеты цветов схематизированы в технике набивки и превратились в орнаментальные фигуры. Такая обобщенность в подаче растительных и цветочных мотивов особенно характерна для народного искусства. Желтой краской здесь имитируются золотые нити узора шелковой ткани.

Не чужды были ивановским мастерам и мотивы в узорах ситцев, навеянные восточной экзотикой, увлечением которой было отмечено западноевропейское прикладное искусство в последней четверти XVIII века. На некоторых ивановских ситцах этого времени воспроизведены сюжеты, созвучные этому направлению. На одном из них с клеймом фабрики М.Ямановского, изготовленном в конце XVIII - начале XIX века, среди пальм и цветочных веток помещены экзотические птицы, еще более причудливой формы птица с изогнутым в движении корпусом тела и длинным хвостом расположена среди плодов, ягод и цветов на ситце фабрики Журавлева. Переработкой модного западноевропейского сюжета является также узор ситца конца XVIII века с клеймом фабрики М.Ямановского, изображающий птицу на стволе цветущего дерева. Ствол дерева с фантастическими цветами на нем встречается в искусстве Индии в конце XVII века, этот мотив перерабатывается на английских набойках в середине XVIII века, а также в набойках Эльзаса и Нанта в конце XVIII - начале XIX века. Такая европейская стилизация восточной экзотики ничего общего не имела с подлинным восточным искусством. Ивановские мастера в оформлении этих ситцев следовали западноевропейской моде и подражали привозным изделиям. На других ситцах мотивы восточной экзотики сочетаются с орнаментами народного характера. На платке с клеймом фабрики М.И.Гарелина конца XVIII - начала XIX века в кайме изображены пальмы и другие причудливой формы растения, поле же средника разработано орнаментом из ромбиков и обрамлено рядом "куколок", схематических женских фигур, часто встречающихся на народных вышивках.

Другая часть ивановской продукции показывает более непосредственное знакомство мастеров с орнаментами восточного искусства. Торговые связи ивановцев с восточными странами были давними. Известны были местные торговцы В.Гандурин с сыновьями, И.М.Гарелин и Е.И.Грачев, которые во второй половине XVIII века сбывали в Астрахани ивановские ситцы и набойки и привозили оттуда необходимые для производства красильные материалы. Ивановцы не могли не считаться со вкусами жителей тех мест, куда они сбывали свои товары, так как ткани могли оказаться "не тех сортов и рисунков, какие требуются по местным обычаям и вкусам жителей", как констатировал документ. На самых начальных этапах развития производства в художественном оформлении своих изделий ивановцы учитывали разнообразные запросы своих покупателей. Первый рисунок для выбойки наиболее массовой продукции, которую они сбывали на восток в конце XVIII - начале XIX века, был снят с бухарской бахты, как свидетельствовали ивановские старожилы в середине XIX века. Переработка восточных орнаментов не была новшеством для русского народного прикладного искусства во второй половине XVIII века. Узоры дорогих восточных тканей перерабатывались русскими мастерами в различных видах декоративно-прикладного искусства и ранее. От XVII века сохранились набойки с "дорогильными" узорами, имитирующими "абровые" узоры шелковых восточных тканей. Во второй половине XVIII века круг этих узоров расширился. Ивановские набойки обнаруживают знакомство мастеров с орнаментами восточных бархатов и золотных тканей с узорами цветов, расположенных на продольных полосах или в шашечном порядке. Такой строй узоров был близок по своей композиции и русскому народному искусству. Композиции с мелкими цветами на полосах имеются на ситце И.М.Ямановского. На другом ситце фабрики А.М.Бабенкова, на котором в шашечном порядке расположены мелкие орнаментальные фигуры, очевидно также влияние восточных образцов.

Но наиболее прочно вошел в орнамент ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного ,,огурца". Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей ^ происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. Ивановские мастера с поразительным чувством такта умели сохранить основные элементы орнаментов высокохудожественных дорогих тканых шалей на своих изделиях, выполненных другой набивной техникой. Эти три направления - разработка орнаментов русского прикладного искусства, узоров западноевропейских модных тканей, а также элементов орнамента восточного характера - остаются в целом главными направлениями, в которых работали ивановские мастера на протяжении всего XIX - начала XX века. Но каждое время со своими изменчивыми вкусами, а также успехи механизации производства и развитие красильного дела накладывали свои отпечатки на характер художественного оформления ситцев.


версия
для печати
29 марта 2024 г.
пятница
курсы валют
USD
(31.12.2012)
32.1961
EURO
(31.12.2012)
41.6714
события
1 апреля:
День смеха
1 апреля:
Международный день птиц



Реклама на сервере







Проверка слова

www.gramota.ru


посетителей странички: 47973 сегодня: 1 (сайта: 59773507)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна