Ивановская обл., Лухский р-н, с.Темирязево АНСАМБЛЬ НИКОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ (ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ)с.Темирязево
Никольский монастырь, известный более как Тихонова пустынь, был мужским. Основан в конце XV в. преподобным Тихоном Луховским (умер в 1503 г.). В период Литовского мятежа и разногласий католической и православной церквей к нему был расположен князь Ф.И.Бельский. Переход последнего из Литвы в Москву совершился в 1482 г. В том же году Тихон прибыл в Москву. С 1498 г. Бельский становится владельцем местности, где по инициативе Тихона создается монастырь "по уставам и правилам Святой Православной церкви". В основу иноческого жития Тихон положил начала общины, не распространенные в малых монастырях. Завет нового монастыря - нестяжательство и трудолюбие.
Князь Д.Бельский, сын Федора Ивановича, построил в монастыре на свои средства деревянную Дмитровскую церковь в начале XVI в. Первым игуменом обители был старец Пафнутий. В 1678 г. монастырь сгорел. В этот же год посадский человек из Луха Максим Федоров ("сын попов") заявил о своем намерении "построить на свое иждивение" каменный храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
С 1698 г. обитель находилась в подчинении суздальского Воскресенского монастыря, а с 1743 г. приобретает самостоятельность. За 50 лет не было ни одного нового строения, а "бывшие пришли в упадок". В последние годы XVIII в. при деятельном игумене Сергие появляются новые постройки и подновляются старые. В этот период монастырь переходит в ведение Костромской епархии. В начале XIX в. было построено духовное училище, два придела к Крестовоздвиженской церкви, каменная колокольня и каменная ограда с часовнями.
Ансамбль Никольского монастыря расположен в центральной части села. Вместе с находящейся напротив него (с запада) Покровской церковью образуют своеобразное архитектурное ядро, доминантой которого является Крестовоздвиженский храм. С западной стороны монастырь обрамлен широкой сельской площадью, где в прошлом ежегодно устраивались ярмарки. С востока к ансамблю примыкают поля, с севера и юга - огороды. На расстоянии 1 км к югу от монастыря находится "святое место" - ныне небольшой пруд, окаймленный соснами, - где по преданиям стояла келья преподобного Тихона.
Главным входом в обитель являются святые ворота - первый этаж Преображенской церкви, состоящий из двух арочных проемов. По оси центрального входа размещено основное сооружение - Крестовоздвиженская церковь. Слева от нее - длинный одноэтажный корпус братских келий. Справа - ряд подсобных построек. На некотором удалении от братского корпуса (на северо-запад), в глубине территории находится двухэтажный дом священника с деревянным мезонином.
* * *
Крестовоздвиженская церковь, расположенная в центре монастыря, построена в 1680 г. Она представляет собой трехчастный пятикупольный кирпичный храм. Разные размеры кирпича свидетельствуют о различных периодах постройки отдельных частей памятника. Здание симметрично относительно продольной оси. Входом в него служит многоярусная колокольня, нижний ярус которой перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Сама колокольня была построена только в 1836 г. При ее возведении "соблюдены были все правила архитектурного искусства", а сам строитель Варнава, видимо, отличался тонким чувством изящного. Трапезная имеет вытянутый в ширину объем с закругленными углами, в центре которого расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие все помещение на девять отсеков. Они перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки.
Холодный храм, соединенный с трапезной арочным проемом, представляет собой двусветный четверик, перекрытый сложной системой свода; в центре два столба. Холодный храм соединен с алтарем тремя арочными проемами. Алтарная часть состоит из трех полукруглых абсид, перекрытых конхами.
Архитектурное решение фасадов памятника соответствует времени постройки различных его частей. Так, алтарная часть и четверик холодного храма имеют черты, характерные для культовой архитектуры конца XVII в.: аркатурный пояс под кровлей, усложненной формы оконные наличники с чертами архитектуры "нарышкинского барокко". Решение фасадов трапезной несет в себе черты архитектуры классицизма.
* * *
Преображенская церковь находится в ограде монастыря. Нижний ее этаж является центральным входом - воротами в обитель. Здание было построено во второй половине XVIII в. и представляет собой прямоугольный в плане объем,перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом, в центре которого - четырехугольный барабан с луковичной главкой. Церковь выполнена из кирпича, снаружи побелена. Кровля покрыта железом. С юга к ней примыкает кирпичная небольшая сторожка.
Первый этаж сооружения решен в виде двух сквозных арочных проемов. Собственно церковь размещалась на втором этаже. Ранее, возможно, было крыльцо, ведущее на второй этаж. С постройкой дома архимандрита вход в церковь и в дом стал единым - с севера по отношению к церкви и с востока по отношению в дому архимандрита.
Второй этаж представляет собой единое, несколько вытянутое в ширину помещение со сводчатыми потолками.
Архитектурная трактовка фасадов здания соответствует времени его возведения: в декоре (в частности, в оконных наличниках) прослеживаются черты архитектуры русского барокко. Кроме наличников к декору фасадов относятся рустованные угловые лопатки, обрамления арок, а также карнизы под кровлей и над первым этажом.
* * *
Дом архимандрита построен предположительно во второй половине XIX в. Он вплотную примыкает с юга к Преображенской церкви. Здание кирпичное, двухэтажное, вытянутое в длину, перекрыто двускатной кровлей слеговой конструкции. Кровля покрыта листовым железом. Здание снаружи и изнутри оштукатурено и побелено.
Первый этаж решен в виде цокольного и имеет пониженную высоту. Весь объем здания разделен внутренними несущими перегородками на четыре части, крайние из которых были хозяйственными, а в центральных располагались жилые комнаты. Все помещения нижнего этажа в свое время были предназначены для служб.
К декору фасадов относятся только угловые лопатки.
* * *
Дом священника расположен севернее Крестовоздвиженской церкви. Построен предположительно в первой четверти XIX в. Строение кирпичное, двухэтажное, крытое четырехскатной крутой кровлей. Дом снаружи оштукатурен и побелен. С южной стороны в кровле устроена мансарда, с северной небольшое чердачное окно. Несущими элементами являются наружные периметральные стены и внутренняя перегородка.
Вход на второй этаж осуществляется по наружной лестнице, находящейся в пристройке-террасе с восточной стороны. Нижний этаж пристройки выполнен сплошь из кирпича. По-видимому, наружное обрамление лестницы ранее было другим и пристройка более гармонировала с общей трактовкой фасадов дома.
Нижний этаж здания был нежилым, здесь располагались кухня и хозяйственные помещения. Главные - жилые - комнаты размещались на втором этаже, при этом гостиная выходила на юг с видом на главный вход в монастырь и Крестовоздвиженскую церковь.
Наружное решение здания сдержано и лаконично: под кровлей протянут прямоугольных очертаний карниз с поребриком, несколько полочек обрамляют стены, разделяя первый и второй этажи, по углам и в месте стыка поперечной и продольной стены - прямоугольные лопатки.
* * *
Братские кельи располагаются в центральной части монастыря, главным фасадом ориентированы на Крестовоздвиженскую церковь. Первые кирпичные кельи начали строить сразу же после пожара в 1678 г. Позднее они неоднократно перестраивались и достраивались, поэтому первоначальный облик их не сохранился.
Братские кельи объединены в единый одноэтажный объем, значительно вытянуты в длину при относительно малой ширине. Строение перекрыто двускатной железной кровлей слеговой конструкции с торцевыми скатами на западном и восточном фасадах. Здание снаружи побелено по штукатурке.
Первоначальная планировка утрачена. Сейчас внутри множество позднейших перегородок. Ранее в здании располагался ряд келий, окна которых были обращены на юг, а входы на север. Ныне сохранились только отдельные поперечные перегородки. Перекрытия плоские.
Наружная архитектурная трактовка здания проста: гладкие плоскости стен украшены сверху ступенчатым карнизом прямоугольного профиля и рустованными плоскими лопатками, которые обрамляют также углы. Пристройка-вход с северной стороны здания имеет оконные проемы, обрамленные наличниками. Остальные проемы, даже на главном фасаде, наличников не имеют; по-видимому, они утрачены.
Из внутренних интерьеров сохранилась только изразцовая печь в одном из помещений.
* * *
Ограда монастыря построена из красного кирпича и побелена. Она возведена предположительно в первой четверти XIX в. Об этом свидетельствует сам стиль постройки - ярко выраженная классическая трактовка наружного облика.
Помимо собственно стен в систему монастырской ограды входят две башни-часовни: надвратная и угловая. Первая расположена в восточной стене. Это небольшой прямоугольный в плане объем, выполненный из красного кирпича и побеленный снаружи. Башня двухэтажная, перекрыта бочарной кровлей с высоким, сужающимся кверху металлическим шпилем. Внутри кровельное покрытие образует сомкнутый четырехлотковый свод. Первый этаж - низкое помещение, покрытое цилиндрическим сводом, имеет сквозные арочные проемы по четырем стенам ныне заложенные кирпичом. На второй этаж ведет наружная деревянная лестница с западной стороны. По-видимому, ранее лестница была каменной. Наружное архитектурное решение башни лаконично. Раньше пластичность фасадных стен подчеркивалась арочными проемами первого этажа и окнами - второго. Ныне в качестве декоративных элементов сохранились только кирпичные лопатки по углам башни и на фасадных стенах второго этажа.
Угловая башня замыкает северо-западный угол монастырской ограды. Она двухэтажная, квадратная в плане. С западной стороны находится кирпичная пристройка, в которой располагается деревянная лестница. Первый этаж разделен капитальной стеной на две части. Вход с запада и юга. Второй этаж ранее представлял собой единый объем (ныне разделен на два). Башня перекрыта сомкнутым четырехлотковым сводом, покрытым железной кровлей с высоким шпилем. Наружное решение здания лаконично. Основной архитектурный акцент сделан на главном (западном) фасаде. Первый этаж здесь украшен портиком с четырьмя полукруглыми колоннами, которые поддерживают архитрав с треугольным фронтоном. В центре между колоннами - входная дверь, по бокам - два одиночных оконных проема, имеющих прямоугольные очертания. На окнах и двери сохранились старинные литые решетки. Второй этаж украшен по углам лопатками с дорическими капителями, в центре - "итальянское окно".
* * *
Покровская церковь при Никольском монастыре построена в 1766 г. Она имела два престола: в честь Покрова Божьей Матери и в честь святителя Дмитрия Ростовского.
Церковь находится вне монастырской ограды и представляет собой трехчастный пятикупольный храм с шатровой колокольней. Постройка асимметрична относительно продольной оси. Абсиды боковых приделов различны по рисунку и размерам. Трапезная, по-видимому, не раз перестраивалась. Наименьшим изменениям подверглись: алтарь, четверик и колокольня. Алтарь решен в виде пятигранной абсиды, соединенной с храмом тремя арками. Храм - двусветный, перекрыт сомкнутым сводом с нечеткой вершиной. С трапезной он соединен широкой аркой (ныне заложена кирпичом). Собственно трапезная сейчас представляет собой вытянутое в ширину помещение, перекрытое цилиндрическим сводом с распалубкой на южной стене. Северный неф перекрыт сомкнутым сводом, абсида - полусферой. Нижний ярус колокольни имеет сомкнутый свод, боковые помещения - вспарушенный (северное) и цилиндрический (южное).
Наружная трактовка церкви соответствует времени ее возведения: в декоре фасадов, особенно в оконных наличниках отчетливо прослеживаются черты архитектуры русского барокко. Характерно, что поздние пристройки не контрастируют со старинными элементами здания: те же угловые рустованные лопатки, тот же абрис наличников и т.п.
Под сводом храма в некоторых местах сохранились небольшие куски настенной живописи.
Вокруг Покровской церкви располагалась ныне утраченная каменная ограда, а рядом каменная кладовая, возведенная где-то около 1770 г. Кладовая - это небольшой прямоугольный объем, покрытый четырехскатной кровлей. Ранее кладовая была перекрыта сомкнутым четырехлотковым сводом. Оконные проемы на северной стене постройки, скорее всего, поздние. Дверной проем с южной стороны искажен современной досчатой дверью. Архитектурная трактовка наружных фасадов крайне лаконична. Декор почти отсутствует. Лишь под кровлей по периметру стен протянут ступенчатый карниз.
* * *
В начале 1920-х гг. Никольский монастырь (Тихонова пустынь) как церковное учреждение был закрыт, иноки изгнаны, а в 1929 г. на его базе была организована МТС, начальная школа и жилье для рабочих и учителей. В 1936 г. в связи с антирелигиозной кампанией были сняты кресты, часть колоколов, разрушено большинство глав и почти во всех зданиях культового характера произведена внутренняя перепланировка в соответствии с хозяйственными потребностями МТС. Тогда же начата разборка церковной ограды на металлолом и щебень для фундаментов новых построек.
В конце 1944 г. ансамбль монастыря был объявлен памятником культовой архитектуры и позднее принят на гос. охрану республиканского значения. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. областное управление по делам архитектуры неоднократно обращалось к руководству Тимирязевской МТС, райисполкома и областного управления сельского хозяйства о выводе с территории комплекса мастерских и проведения ремонта памятниковых зданий. Однако все просьбы и требования о сохранении памятника оставались на бумаге, а в 1961 г. по ходатайству местных властей ансамбль Никольского монастыря Распоряжением СМ РСФСР No 3954-р от 14.08.61 г. снимается с гос. охраны и исключается с учета памятников. С этого момента разрушение культовых построек комплекса ускоряется как в связи с хозяйственной деятельностью, так и в силу естественных причин.
В 1973 г. монастырь вновь объявляется памятниковым ансамблем и ставится на гос. учет. Однако никаких мер по ремонту и выводу зданий из аварийного состояния ни районное отделение "Агрохимия" (правопреемник МТС и Сельхозтехники), ни совхоз Тимирязевский, на балансе которого находятся здания ансамбля, не предпринимают.
В настоящее время в части зданий комплекса располагаются всевозможные механические службы, в части - жилье. Общее состояние строений полу аварийное или близкое к аварийному.
По материалам Ополовниковой Е.А., 1973 г.
Фото Ополовниковой Е.А., 1973 г.
|