|
Ивановская обл., Лухский р-н, с.Худынское БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Худынское
Богоявленская церковь представляет собой трехчастный однокупольный храм весьма значительных размеров - общая длина 62,2 м, максимальная ширина - 23,8 м. Сооружение выполнено из красного большемерного кирпича (29х 15х8 см), объемы (за исключением колокольни) снаружи оштукатурены и покрашены желтой и белой клеевой красками. Сооружение симметрично относительно продольной оси.
Архитектурно-пространственная композиция сооружения строится на акцентировании его основных объемов: ярусной колокольни, увенчанной шпилем с крестом и монументального четверика, завершенного восьмигранным барабаном с маленькой луковичной главкой. Архитектурные доминанты особенно четко прослеживаются издалека при подходе к селу с севера, т.е. от п.Луха. Церковь размещена на высоком пологом берегу живописной р.Лух. Западным фасадом она ориентирована на сельскую улицу, восточным - на реку. Характерно, что главные ворота - центральный вход - совпадает с "красной линией" застройки.
Декоративное убранство фасадов здания состоит главным образом, из деталей и элементов, характерных для позднего классицистического периода в русском культовом зодчестве. Так, традиционные портики украшают южные и северные фасады трапезной-четверика, а также алтаря. Крутые скосы фронтонов портиков трапезной несут в себе уже элементы эклектики, т.к. классические пропорции нарушены. Тяжелы также пропорции низкого "приземистого" барабана четверика сплющенного восьмилоткового купола.
Ограда, обрамляющая церковь, состоит из центральных ворот, каменного основания с железной решеткой и промежуточных тумб-связок. Ограда частично утрачена с южной и северной сторон, что можно проследить на чертеже генерального плана.
* * *
нутреннее убранство церкви, несмотря на ряд утрат, сохранилось хорошо. Существующая роспись Богоявленской летней церкви, выполненная масляными красками, неодновременна по своим частям. Наиболее старой, возможно, близкой по времени к освящению храма является роспись свода и тромпов храма, а также композиция, помещенная над западным дверным проемом. К тому же времени, безусловно, относятся живописные обрамления верхних оконных проемов храма, ленты, декорирующие арки тромпов, выполненные в виде узких полос классицизирующего растительного орнамента. Можно предположить, что таким сдержанным, тектоничным и разумно сконцентрированным декором и ограничивалось первоначальное живописное убранство храма, хотя не исключено, что ряд композиций мог быть закрыт существующей покраской стен здания.
Не ранее начала XX века возникли остальные сохранившиеся композиции стенописи летней церкви: две сцены, фланкирующие дверь западной стены, композиции помещенные на восточной стене алтаря, на своде алтаря, фигуры на боковых стенах центрального алтарного проема.
Наиболее поздней, не представляющей художественного интереса частью живописного убранства памятника, является роспись зимней (трапезной) церкви, выполненная в 1974 г. мастерами из Старой Вичуги Ивановской области. Ранее живописной декор в трапезной, по словам местных жителей, отсутствовал.
Сохранность дошедшей до нас стенописи Богоявленской церкви сравнительно неплохая. Правда, шелушение привело к осыпям красочного слоя, что несколько исказило первоначальный облик некоторых композиций в своде храма, а также (и это наиболее существенно) к утрате трех композиций в тромпах. Зато сравнительно мало изменился первоначальный колорит росписи, что особенно существенно для восприятия и суждения о стиле первоначальных частей стенописи.
В убранстве храма нашел применение и лепной декор. Особенно важна для интерьера композиционная роль двух штукатурных карнизов, проходящих в основании свода восьмерика и поверху стен четверика.
Первая группа росписей. Свод вытянутого по продольной оси восьмерика храма украшен восемью композициями на сюжеты Сотворения мира и первых людей. Все композиции имеют форму секторов, что прочно связывает разгранку и повторение росписи с архитектурными линиями восьмилоткового свода. В сцены, расположенные на лотках, ориентированных по странам света, врезаны небольшие полуциркульные окна - люкарны. Сюжеты Сотворения мира читаются от восточного лотка, где изображено Отделение света от тьмы, по часовой стрелке до северо-восточного лотка с изображением Сотворения Евы и Грехопадения. Стены восьмерика, прорезанные двумя ярусами окон, имеющими живописные "наличники", сейчас покрыты светло-зеленой краской, на которой выделяются чередующиеся ромбические и прямоугольные вставки под окнами верхнего яруса - характерный мотив архитектуры классицизма. В угловых тромпах восьмерика, судя по сохранившемуся Снятию с креста в северо-восточном тромпе, были написаны небольшие по размерам сцены Страстей.
Боковые стены четверика, также имеющие два яруса оконных проемов, покрашены более интенсивной бирюзовой краской. Западная стена, по крайней мере, в своей верхней части имела декор в виде живописных панелей, а в центре, над западным дверным проемом, украшена сюжетной композицией в прямоугольной орнаментальной рамке, повторяющей мотивы обрамлений окон восьмерика и композиций свода.
Коли расположение сюжетных сцен и орнаментального декора адекватно довольно оригинальной пространственной структуре интерьера, а подбор сюжетов (за одним исключением) вполне традиционен, то иконография отдельных композиций резко выделяется своей необычностью для провинциальной монументальной живописи середины XIX в. В этом отношении показательны не только исполненные подчас бурной динамики крупномасштабные сцены Сотворения Мира, но и небольшое Снятие со Креста в северо-восточном тромпе. Достаточно взглянуть на фигуру Иосифа Аримафейского, поддерживающего безжизненно поникшее тело Христа, чтобы убедиться в западноевропейском и притом барочном, происхождении прототипа этой сцены. И непривычная компоновка фигур и их экзотические одеяния, широко распространенные в фламандской и североевропейской живописи XVII в., а также характерная утрировка пластических объемов и напряженности эмоциональных состояний - все убеждает в этом. Рискнем высказать предположения, что мастера, работавшие в Богоявленской церкви имели черно-белые, скорее всего гравированные "образцы", поскольку колорит росписи - локальный, холодный, высветленный - в росписи свода и более интенсивный в Снятие со креста соответствует позднеампирным памятникам монументальной живописи и ни в коей мере "жаркой" палитре западноевропейских барочных художников.
Совершенно уникальной по сюжету является композиция на западной стене четверика. Ни в стенописях Ивановской области, ни в русской станковой живописи как средневекового, так и Нового времени, ни в специальной литературе - нам нигде не приходилось встречать сюжета "Истинное начертание беззаконного над Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион (?)", изображающего Христа в иконографии Спаса в темнице в окружении членов Синендриона, в руках которых свитки с приговором, вынесенным Христу. Этот редкостный сюжет значительно обогащает иконографическое своеобразие памятника и повышает интерес как к заказчикам, так и к исполнителям росписи. Справедливости ради надо отметить, что некоторые сцены даны в наиболее употребимой в монументальной живописи первой половины - середины XIX в. транскрипции Так построение сцены Грехопадения находит себе аналогии в соответствующих композициях росписи церкви Иоанна Предтечи в с. Парском и Крестовоздвиженском соборе г.Шуи, при отчетливой разнице живописной манеры монументалистов.
Архитектоника росписи Богоявленской церкви объективно и весьма ясно отражает картину эволюции монументальной живописи в русской провинции на середину XIX в. Излюбленный в первые десятилетия XIX в. прием - визуальный каркас росписи, выполненный средствами "живописной архитектуры "- почти не находит здесь применения. Это вместе с чисто стилистическими изменениями живописной манеры усиливает элементы станковости. Однако, размер, формат, характер построения композиций еще далеко не безразличен по отношению к тому месту в интерьере, которое занимает та или иная сцена, что будет столь показательно для стенописей провинциальных церквей второй половины XIX в. Здесь сказывается облагораживающие воздействие высоких традиций монументальных росписей русского классицизма.
Вторая группа росписей. Она значительно
. Она значительно уступает первоначальной живописи как по мастерству исполнения, так и по историко-художественной значимости. Она состоит из нескольких, в большинстве своем новозаветных сцен, расположенных в нижнем ярусе западной стены четверика и на восточной стене алтаря, заключенных в однотипные орнаментальные рамки с лучковыми арочками в навершиях. Они не складываются в сколь либо развитую декорационную или иконографическую систему. Из особенностей подбора сюжетов можно отметить лишь акцент темы проповедей на западной стене четверика, довольно редкую в росписях алтаря Литургию Сергия Радонежского и столь же малоупотребимые изображения апостола Андрея и князя Владимира в центральной арке алтарной стены. Весьма скромные художественные достоинства этой группы росписи сказываются в бедности композиций, робости рисунка, элементарности цветовых решений, где преобладают разбеленные глуховатые тона. Мастер охотно и совсем не творчески использует популярные композиционные схемы: Явление Христа народу является бледной копией известной картины А. Иванова, а Деисус в своде алтаря, несомненно, навеян стенописями В.Васнецова. Все это позволяет определить вторую группу росписей Богоявленской церкви как рядовое произведение провинциальных церковных росписей начала XX в.
Коли росписи второй группы скорее нарушают характер первоначального убранства интерьера, то монументальный деревянный иконостас, несомненно, относится ко времени освящения летнего храма и является существенной частью его декора. В основе его художественного образа лежат мотивы позднеклассической архитектуры и орнаментики, сообщающие ему характерный для зодчества того времени черты строгой построенности, хотя, естественно, декоративный характер сооружения повлек за собой увеличение количества мелких деталей резного убранства. Преобладающим мотивом композиции иконостаса является мотив копанного портика, многократно примененный в разных масштабах и формах. Однако, ярусность построения, казалось бы, органически присущая вертикальным композициям из портиков, здесь несколько нарушена и осложнена трактовкой центральной части иконостаса и прежде всего обрамлением царских врат в виде монументальной перспективной "триумфальной арки", навершие которой врезается в следующий ярус. Таким образом, горизонтали чинов-ярусов оказывается нарушенными и каждый из них получил пирамидальность построения. Последняя энергично подчеркивается во втором ярусе треугольным фронтоном центральной части, а также общим силуэтом иконостаса. Все это резко усиливает значение центральной оси симметрии и усиливает вертикализм композиции иконостаса, что хорошо соответствует конфигурации интерьера. Качество архитектуры иконостаса (в частности умелое сопоставление ордеров разных масштабов) заставляет предположить проект, разработанный профессиональным зодчим, что вообще кажется характерным для иконостасов николаевской эпохи, когда почти полностью исчезает "отставание" стиля иконостасов от стиля монументальной архитектуры. Есть основания считать, что иконостас Богоявленской церкви сохранил первоначальную окраску своих частей. Его фон окрашен в столь характерный для эпохи серо-голубой "дикой" цвет, колонны нижнего яруса и большинство деталей резьбы сохранили благородную старую позолоту, колонны верхних ярусов расписаны "под мрамор", Иконы основных чинов иконостаса современны ему и исполнены маслом (за исключением местного чина). В убранстве иконостаса нашла применение и деревянная скульптура - две фигуры коленопреклоненных ангелов в арке фронтона второго яруса. Особого упоминания заслуживают царские врата иконостаса, несомненно перенесенные сюда из более раннего иконостаса. Их сочная объемная резьба, прихотливые рокайльные картуши с сохранившимися древними образами - иконами евангелистов и Благовещенья, наконец, очаровательная резная корзинка с цветочным букетом, венчающая композицию врат - все это говорит о 1870-1880 гг. как о времени их создания.
Вероятно, так же приносными являются некоторые киоты у боковых стен четверика, стиль резьбы которых резко отличается от стиля иконостаса.
Два однотипных иконостаса боковых приделов трапезной, соединенных аркой в единую композицию, исполнены в псевдорусском стиле конца XIX в. Эти небольшие деревянные трехъярусные сооружения густо уснащенные несколько грубоватой в деталях резьбой, при всей стандартизированности своих форм, являются характерными памятниками декоративного искусства своего времени. Чиновые иконы одновременны иконостасам.
В целом, живописное и резное убранство интерьеров Богоявленской церкви (особенно в своих первоначальных частях) являются интересными, ценными с историко-художественной точки зрения памятниками искусства XIX в.
* * *
Богоявленская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1973 г. Она никогда не закрывалась, поэтому никаких серьезных нарушений строение не претерпело.
Современное состояние памятника можно оценить как удовлетворительное. Поддерживающий ремонт его проводится силами и на средства общины.
В 1993 г. Богоявленская церковь официально была передана в собственность Ивановского Епархиального управления.
По материалам Величкиной Н.В. и Шередоги В.И, 1973 г.
Фото Каменева Н., 1975 г.
| |