|
Ивановская обл., г.Кинешма, ул.Советская ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА ул.СОВЕТСКОЙ
Нынешняя ул.Советская до революции 1917 г. состояла из двух частей. Участок от ул.Рылеевской до ул.Фрунзе назывался Успенской и заканчивался оврагом с мостом через него. От оврага до обрыва над рекой Казахой, на территории бывш.Посада, шла ул.Вознесенская, на которой находятся Вознесенские (летная и зимняя) церкви, построенные соответственно в 1779 и 1760 гг.
С середины XVIII в. на территории бывшей крепости между ул.Рылеевской и ул.Фрунзе велась застройка самыми крупными культовыми и гражданскими зданиями. Успенская ул. полностью входила в границы бывш. крепости. В ее начале, на высоком обрывистом берегу Волги были построены (в 1745-1885 гг.) Успенский и Троицкий соборы с колокольней, окруженные впоследствии общей оградой. В продолжение соборного комплекса в начале XIX в. между Волжской набережной и ул. Успенской были построены крупные кирпичные городские здания: Дворянского Собрания, Присутственных мест, Казначейства. В 1850 г. на нечетной стороне улицы был построен трехэтажный жилой дом купца Тихомирова (достроен в 1908 г.). С середины XIX в. шла застройка домами, сохранившимися до наших дней. В советское время была снесена водонапорная башня, стоявшая у обрыва оврага, на ее месте построен дом быта и напротив - кинотеатр "Волна". После Великой Отечественной войны овраг, разъединяющий улицу, был засыпан, а на его месте установлен памятник В.И.Ленину. В середине 1970-х гг. на месте снесенных домов (от ? 10 по ул. Крупской был построен новый современный драмтеатр, изменивший силуэт города, воспринимаемый с Волги.
***
Улица Советская, облик которой определяет характер архитектуры и силуэт исторической части города, берет начало от ул. Рылеевской и идет западном направлении до пересечения с ул.Фрунзе. В месте пересечения она отступает немного севернее и продолжается, пересекая ул. Крупской до дома ? 36, который стоит над обрывом р.Казахи и "запирает" собой улицу. Со стороны западной части улицы прекрасно воспринимаются вертикали соборной колокольни и куполов Успенского и Троицкого соборов, находящихся в сходе линий домов и насаждений. Преобладающий тип застройки - усадебный.
***
Нечетная, южная сторона улицы начинается с дома N 1 - бывшего доходного дома Тихомирова (1850-1908 гг.). Кирпичное, трехэтажное оштукатуренное здание (кроме более новой, кирпичной части) с прямоугольным планом и вальмовой крышей, с "фонарем" над лестничной клеткой, возвышающимся над западным скатом крыши; оно в свое время было для города выдающимся зданием столичного типа. Планировка квартир теперь кое-где изменена позднейшими перегородками. Двери квартир выходят на просторные площадки лестницы, освещенной сверху застекленным "фонарем". На первом этаже здания - торговые помещения, на изменившие свои функции в настоящее время.
* **
Дом N 7, построенный во второй половине XIX в., в котором жили священнослужители стоящих напротив соборов - типичный добротный полукаменный дом с квадратным планом и двумя досчатыми пристройками для лестниц. Имеет четырехскатную крышу. Первый этаж, выходящего на красную линию ул.Советской фасада, фланкирован угловыми рустованными лопатками. Пять осей окон обрамлены оштукатуранными профилированными наличниками; завершается он междуэтажным карнизом с линией, поддерживающих его капелек. Второй этаж - бревенчатый, с тремя тесовыми пилястрами, прикрывающими торцы бревен. Средняя пилястра делит стену на неравные части в две и три оконные оси с простыми наличниками окон, завершается фасад широким навесом, поддерживаемом упрощенным тесовым карнизом. Восточный фасад имеет сходный декор, кроме: неравномерного распределения по стене окон второго этажа и меньшего количества окон - на первом. При внешней непритязательности дома в его интерьерах сохранились печи с изразцами середины XIX в. и особенно интересные чугунные печные дверцы - образцы художественного литья XIX в. (по всей вероятности его третьей четверти). Интерьеры изменены поздними перегородками. Однако хорошо сохранились оштукатуренные потолки с тянутыми карнизами, печи и лестничный марш, огражденный на площадке второго этажа балясинами и перилами.
* * *
Дом N 9 по масштабу сходен с предыдущим. Деревянный одноэтажный с заглубленным кирпичным полуподвалом, с четырехскатной крышей, построен, по всей видимости, в конце XIX в. Фасад, обшитый тесом и выходящий на красную линию ул.Советской, расчленен пилястрами на две неравные части в две и три оси окон, обрамленных нарядными наличниками. Полуподвальные окна, стоящие над тротуаром, имеют рамочные профилированные наличники. Простые карнизы, идущие по периметру дома, поддерживают широкий навес крыши. Расположенные во дворе владения две кирпичные палатки имеют добротные кованые металлические двери и особенно интересные ставни с кубчатой дверцей. Интерьер дома почти не изменен.
* * *
Дом N 11 типологически продолжает ряд сходных зданий рубежа XIX-XX вв. Полукаменный с досчатой пристройкой узкой лестничной клетки, с пятью осями проемов окон на фасаде второго этажа, обрамленных резными наличниками с четырехскатной крышей и гладкими стенами кирпичного первого этажа.
Дома NN 13 и 15, соединенные с вновь построенным зданием современной поликлиники, вошли в ее единый объем с измененной первоначальной планировкой.
* * *
Вслед за кирпичным двухэтажным домом N 23/1 второй половины XIX в., где находится городская гостиница и ресторан, стоит трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание городского управления милиции (дом ? 25/2). Это бывшее двухэтажное здание жандармерии, расположенное по другую сторону оврага. В послевоенное время здание было достроено третьим этажом и дополнено большой трехэтажной пристройкой со стороны ул.Фрунзе. (Необходимо заметить тактичное архитектурное решение достройки, не нарушившей характер старого здания). План старой части здании Г-образный, прямоугольный. Крыша многоскатная. Фасад, выходящий на красную линию ул.Советской, имеет семь осей проемов окон с рамочными наличниками. На округленном углу дома на втором этаже расположен балкон, поддерживаемый тремя чугунными ажурными кронштейнами, с чугунной литой оградой. Дверной проем, существовавший под балконом заложен и выглядит как ложное окно.
Фасад старой части здания, выходящий на ул.Фрунзе, также имеет семь осей оконных проемов. Из них два на оси двух этажей заложены в связи с перепланировкой помещений. Фасады дома имеют четкое горизонтальное членение: между нижними этажами проходит пояс, а второй и третий этажи разделены старым карнизом - широким и многопрофильным. Три средних окна на первом этаже двух фасадов выделены декором, рустованными простенками и замковыми камнями, а также подоконными нишами на втором этаже. Фасады венчает широкий карниз упрощенного профиля с широким навесом кровли. Внутренняя планировка здания частично сохранилась. Угловой кабинет с выходом на балкон на втором этаже сохранен в первоначальном виде: карнизы потолка, угловая изразцовая печь-камин, с рельефными изразцовыми карнизами и медальоном-барельефом. Такая же печь-камин находится еще в одном кабинете второго этажа. Новая часть здания, продолжающая оформление фасада упрощенным повторением, имеет Т-образный прямоугольный план, обращенный к южному торцу старого здания. Получившийся отступ от красной линии ул. Фрунзе имеет пять осей оконных проемов на трех этажах, а выступ, стоящий на красной линии - четыре.
***
Дом N 27 жилой, двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный, с мезонином и многоскатной крышей, построен в 1890 г. Имеет квадратный план с двумя выступами - кирпичными пристройками. Ранняя - с южной стороны, двухэтажная, в которой сени, лестница, хозяйственные помещения, и поздняя - с восточной стороны, построенная в 1982 г., - с входной дверью. Фасад дома выходит на ул.Советскую с отступом от красной линии, на которой стоит забор владения. На фасаде пять осей проемов окон, обрамленных профилированными наличниками и объединенных подоконным поясом на втором этаже. Окна первого этажа расположены низко, над рустованным цоколем, который со времени постройки углубился на 20 см. Широкий двухчастный карниз венчает здание, поддерживая широкий навес кровли, деревянный мезонин в чердачном помещении обращен окнами на восток и на запад. Внутренняя планировка и лестница на второй этаж (двухмаршевая) сохранилась. Шесть старых печей и калориферная печь разобраны и здание сейчас (переоборудованное под детский сад) имеет водяное отопление. Имевшиеся на территории владения старые постройки разобраны и заменены новыми.
***
Дома N 29-31 - городская усадьба купца Баранова второй половины XIX в. с флигелем, кирпичными воротами, отдельной калиткой и оградой, стоящей на красной линии ул.Советской. Основное строение - двухэтажное с антресолями, кирпичное оштукатуренное здание на подвале с прямоугльным планом, имеющее два выступа с южной стороны. Крыша вальмовая. Это - одно из самых импозантных строений г.Кинешмы, стоит с отступом на небольшом расстоянии от ограды. Главный фасад имеет 13-ть осей окон (из них два ложных). На первом этаже окна с лучковыми уплощенными перемычками, обрамлены наличниками, накрытыми профилированными бровками. Над ними протянут пояс, затем междуэтажный карниз и подоконный пояс второго этажа, на который опираются полуциркульные окна, обрамленные архивольтами-наличниками, прикрытыми сомкнутыми лучковыми сандриками с жестяным стоком, образующими непрерывный ряд. Половину широкого поля стены над ним занимает многообломный карниз с рядом нависающих нишек. Пять окон с антресолей выходят на южный фасад дома. Интерьер дома частично сохранил первоначальное убранство. Все дубовые двери основного этажа, лестница, два камина, потолочные карнизы в комнатах - в пристойном состоянии. Подвал имеет продольно-сводчатые потолки, опирающиеся на металлические балки. Здание было оборудовано калориферным отоплением, печи которого разобраны. На территорию усадьбы ведут кирпичные ворота с двумя пилонами и с арочными проемами для калиток. Пилоны декорированы полуколоннами по бокам проемов, поддерживающими карниз и две тумбы парапета с решеткой между ними. Лучковая перемычка между пилонами и старые ворота утрачены. Аналогичный пилон с заложенным проемом калитки находится слева от главного фасада.
Одноэтажный кирпичный оштукатуренный флигель с вальмовой крышей со стороны ул.Советской имеет три оконные ниши, заложенные кирпичом, фланкирован угловыми лопатками и завершен широким многообломным карнизом. Дверь во флигель и его три окна находятся со стороны двора. На территории владения находится также кирпичное строение с вытянутым прямоугольным планом, ориентированное перпендикулярно ул. Советской. В северной части строения находился каретный сарай, а дальше, по-видимому, была конюшня. Остальные три строения кирпичные.
* * *
Дом N 33 с кирпичными воротами, конца ХIX в. с достройкой второго этажа в 1930-х гг. Имеет высокий цоколь с полуподвалом, окна которого заложены. Принадлежал купцу из семейства Барановых. В архитектурном отношении интересны кирпичные ворота с арочным проемом для калитки и лучковой кирпичной перемычкой, покрытой железом. Ворота и калитка утрачены. Вслед за современным зданием расположена пятиглавая Вознесенская церковь, построенная в 1779 г. В церкви в настоящее время находится краеведческий музей.
* * *
Четная, северная сторона ул.Советской начинается с комплекса культовых зданий, обнесенного оградой. В него входят Успенский (1745-1855 гг.) и Троицкий (1838 г.) соборы с колокольней, сохранившие в основном свой первоначальный облик. Расположенные на высоком берегу Волги, они своим силуэтом определяют характер и красоту города, с какой бы стороны его ни наблюдать.
Вслед за старыми и новыми зданиями (например: Дом быта и кинотеатра, построенных с использованием архитектурных элементов классицизма в общественных зданиях 1950-х гг. на красной линии ул. Советской стоит одноэтажное кирпичное зданий второй половины ХIХ в. (? 10) с вытянутым по фасаду прямоугольным планом, с двухскатной крышей, с аркой сквозного проезда, над которой возвышается фронтон с четырехобломным карнизом под скатами, протянутый вдоль всего фасада. Под скатами фронтона круглое чердачное оконце. На фасаде 10-ть оконных осей (три слева от арки и семь - справа). Над окнами по стене выложен зубчатый фриз. Фасад расчленен лопатками, фланкирующими арочный проем и разделяющими правую часть здания на неравные части, в три и четыре окна, три входа во внутренние помещения и четыре оси оконных проемов без декора - со двора (в здании до недавнего времени находился городской архив). В прошлом здесь были конюшни и хозяйственные помещения, входившие во владения фабриканта Миндовского, кирпичный особняк которого, построенный в конце XIX в. (N 10а), находится во дворе и своим главным фасадом обращен к Волжской набережной.
За домом ? 10 с отступом от красной линии стоит современное здание драматического театра им. А.Н.Островского. Для его строительства и благоустройства площади был снесен квартал старых домов до пересечения с ул.Крупской.
В продолжении ул.Советской, на ее красную линию сейчас выходит еще три деревянных дома (N 30,32,34). Последний, построенный, видимо, в начале XX в., имеет кирпичный цоколь с полуподвалом. Он прямоугольный в плане, накрыт вальмовой кровлей, справа досчатая пристройка - сени с лестницей. Главный фасад имеет семь осей окон, обрамленных резными наличниками. В полуподвальном этаже - жилое помещение. Планировка не изменена.
Дом N 36 - большой кирпичный особняк, построенный в конце ХIХ в. Одноэтажный, на подвале, с мансардой и террасой на ее уровне. Имеет многоскатную крышу. Он как бы "запирает" собой ул. Советскую. За ним - крутой спуск к р.Казахе.
У дома прямоугольный план с тремя выступами: два с южной стороны - сени с наружными лестницами, один с востока - ризолит, над которым огражденная терраса мансарды с тремя колоннами, поддерживающими навес. Мансарда имеет выходы к арочным окнам в аттиках западного и южного фасадов.
На главном фасаде, обращенном к ул.Советской, на ризолите одна ось арочного окна, обрамленного наличникам, две оси прямоугольных окон справа от ризолита и один - слева. Южный фасад имеет восемь осей оконных проемов (из них - два на выступах сеней с лестницами). На западном фасаде - четыре оси. На гладких стенах цоколя - подвальные окна с лучковыми уплощенными перемычками. Фасады горизонтально расчленены декором : над полуподвалом протянута широкая полочка, над которой идет подоконный пояс. Над ним простенки и угловые лопатки рустованы до перемычек окон; затем протянут пояс, ограничивающий фриз и, наконец, четырех обломный карниз, венчающий фасады. Над углами здания и на аттиках установлены кирпичные тумбы, обогащающие силуэт здания.
Планировка интерьеров не изменена. В особняке сохранились потолки с многопрофильными карнизами, изразцовая печь, двери, полы.
***
Вблизи ул.Советской, параллельно ей, проходит Волжская набережная. На ее углу с ул.Крупской (N 8/9) стоит двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом гражданских ритуалов (бывш.дом купца Шемякина), построенный в первом десятилетии XX в. и выполненный в стиле модерна. Имеет многоскатную крышу. Здание спроектировано и выполнено с большим мастерством. Экономными средствами создана законченная и скромная архитектурная композиция (вопреки привычной для модерна помпезности). Фасад, обращенный на север к Волге, симметричен. Средняя часть его в две оси прямоугольных проемов с балконом выделен высоким фронтоном со спаренным слуховым окошком, от середины которого и выше треугольник плоскости стены заполнен керамической облицовкой. Два крыла здания симметричны и имеют по три оси оконных проемов со скошенными трехгранными перемычками. В простенках - пилястры, идущие от цоколя до начала скоса окон третьего этажа. Трехгранные сандрики украшают проемы окон, а выше них, до навеса кровли, стена выложена керамическими плитками. Цоколь, в который на 1/4 опущены окна первого этажа, облицован керамическими плитками. Фасады и средняя часть с фронтоном фланкированы гладкими лопатками, идущими от цоколя до навеса кровли. Западный и восточный фасады аналогичны, но выглядят скромнее из-за отсутствия керамической облицовки. На боковых частях фасада - по одной оси проемов (на первом этаже - ложные). Интерьеры дома кардинально изменены в связи с новыми функциями.
***
Историческая застройка Комсомольской улицы как памятник архитектуры и градостроительства выявлена и поставлена на гос.учет в 1988 г. Современная сохранность большинства памятников в целом достаточно хорошая.
По материалам Дихтяра А.С.,1988 г.
Фото Шэндаева Э.И.,1988 г.
| |