Ивановская обл., Заволжский р-н, п.Студеные ключи АНСАМБЛЬ ДАЧИ РУЗСКОГО п.Студеные ключи
Комплекс сооружений дачи, построенный за два периода в XIX - начале ХХ вв. по заказу и на средства ?.?.Рузского, раскинулся на верхней террасе левого берега Волги, оконтуренной с юга и востока глубокими оврагами. Здания расположены на протяженном участке, параллельно реке, в парке, сливающийся на северо-западе с лесным массивом. По сторонам главной аллеи парка - структурной оси ансамбля - расположены: жилой двухэтажный кирпичный дом, деревянная конюшня, деревянный и каменный флигели. Основным парадным подъездом являлась дорога, проложенная перпендикулярно главному фасаду дворца, перед которым находился полукруглый в плане парадный двор, окаймленный лесопарком. (Современный подъезд к комплексу находится между главным зданием ансамбля и бывшей конюшней, параллельно западному фасаду последней).
Ансамбль дачи является примером мастерского сочетания регулярно-живописной планировочной структуры парка с симметрично скомпонованными зданиями. На пересечении главных осей ансамбля расположено самое значительное по размеру и архитектурному решению здание дворца. К востоку от него, вдоль северной стороны главной аллеи последовательно расположены: деревянное одноэтажное здание конюшни, деревянный одноэтажный жилой дом и, наконец, двухэтажный кирпичный жилой дом.
* * *
Главное здание ансамбля - дворец - выделяется среди окружающего ландшафта; более того, оно видимо с противоположного берега Волги. Строго симметричная композиция ансамбля перед северным фасадом главного здания удачно контрастирует с живописной планировкой пространства перед южным фасадом дворца - интимной частью ансамбля, выходящей в сторону Волги.
Дворец - характерный пример загородного дома, в первом этаже которого расположены парадные помещения. На оси симметрии здания (север-юг) находится вестибюль, зал и широкая многоколонная терраса. На концах продольной оси дома: с запада - полуротонда-терраса, с востока - полуротонда-зал, видимо, зимний сад. На второй этаж, где размещены невысокие помещения интимной части дома, ведет широкая двухмаршевая лестница. Максимальная длина и ширина здания снаружи - 48,22 и 24,91 м соответственно.
Наружные и внутренние капитальные стены - кирпичные. Перекрытия - плоские. Коробовыми сводами перекрыт лишь широкий коридор первого этажа и часть вестибюля, примыкающая к залу. Здание оштукатурено и покрашено. Фундаменты бутовые. Кровля железная.
Относительно высокий объем двухэтажного дворца расположен на пересечении сруктурных осей (аллей) ансамбля: одна из них параллельна продольной оси здания и руслу Волги, другая совпадает с поперечной осью дома и подводит к его главному входу. Дом имеет характерную для позднего классицизма симметричную и трехчастную композицию. Архитектор создал своеобразную композицию каждого фасада дома, в зависимости от его ориентации. Центр главного, северного фасада отмечен трехэтажным ризалитом, включающим парадный вход. Главным элементом композиции обращенного к Волге южного фасада - широкая многоколонная терраса, соответствующая ризалиту северного фасада, с которого спускаются лестницы в сад. Над террасой, на уровне пола второго этажа - открытая веранда. Своеобразие западного фасада определяется открытой террасой-полуротондой, восточного - полуротондой-залом.
Декор памятника является интересным примером модернизации архитектурных форм русского классицизма. В центральной части главного фасада представлена свое-образная трактовка мотива, характерного для школы М.Ф.Казакова. В данном случае пяты широкого арочного проема, помещенного в тимпане треугольного фронтона, опираются на раскрепованный карниз большого выноса. С каждой стороны арочного проема по две пилястры дорического ордера с абаками, декорированными иониками. Спаренные колонны западного фасада имеют упрощенные капители в виде одной абаки. В ампирный венчающий карниз включены сухарики. Оконные и дверные проемы в прямоугольных нишах. Глухая полуротонда восточного фасада украшена спаренными пилястрами; и здесь в венчающий карниз включены сухарики. Леймотив богатой центральной части южного фасада - пучки колонн с упрощенными капителями (мотив А.И.Фомина). На оси симметрии второго этажа южного фасада - широкая арка с богато орнаментированным архивольтом и замковым камнем, упирающимся в вершину тимпана
треугольного фронтона. Почти все окна первого этажа здания - арочные, обрамленные архивольтами. Окна второго этажа - прямоуголньные, невысокие.
Вестибюль дворца в двух уровнях, его лестницу фланкируют четыре приземистые колонны; его размеры в плане - 4,15х10,35 м. Главный зал прямоугольной формы - 6,32х11,0 м, освещен пятью арочными окнами, в нем сохранился камин. Фланкирующие зал сложные пространства Г-образных в плане гостиных расчленены парами колонн; размер этих помещений - 5,73х11,89 м и 3,59х4,0 м. Примыкающий к восточной гостиной зимний сад-полуротонда имеет размеры 5,83х7,5 м. Небольшие помещения, примыкающие к северному фасаду, выполняли подсобную роль.
Пространство вестибюля почленено массивными колоннами дорического ордера. Высокий главный зал увенчан красивым карнизом значительного выноса. Он богато декорирован модильонами, чередующимися с розетками. Дверь, соединяющая зал с вестибюлем, увенчана изящным прямым сандриком на высоких кронштейнах. Дорические колонны гостиных имеют эхинообразную капитель, украшенную иониками.
* * *
Жилой одноэтажный деревянный флигель расположен к востоку от главного здания дачи, напротив конюшни. Своим южным торцовым фасадом он обращет на главную аллею ансамбля, а главным, западным фасадом - к главному зданию.
Флигель имеет простую конфигурацию в виде вытянутого прямоугольника; наружные его габариты составляют 7,0х16,2 м. Наружные и внутренние стены деревянные, рубленые. Перекрытие плоское. Кровля четырехскатная. Фундаменты бутовые.
Композиция одноэтажного объема соподчинена главному элементу ансамбля - дворцу. Вместе с тем этот объем украшен пилястровым портиком, оформляющим раскинутый перед его западным фасадом двор (48х50 м).
Декор в стиле классицизма. Главный архитектурный мотив - своеобразный пилястровый портик на оси симметрии западного и восточного фасадов. Здесь, как и в здании конюшни, своеобразно интерпретирован мотив школы М.Ф.Казакова. В тимпане треугольного фронтона - арка, украшенная рустом. Здание опоясано ампирным карнизом, опирающимся на гладкий фриз. Капители пилястр упрощены, в виде одной абабки.
* * *
Здание конюшни расположено к востоку от главного здания дачи. Своим южным торцовым фасадом конюшня обращена на главную аллею ансамбля, а главный, западный фасад ориентирован на современную дорогу, ведущую к шоссе Заволжск - Кострома.
Строение имеет трехчастную структуру: в южной, очевидно, помещалось каретное отделение, рядом с ним - комната кучера, в северной - подсобное помещение. Наружный габарит здания в плане - 15,1х6,4 м. Наружные и внутренние стены деревянные, рубленые. Перекрытие плоское. Кровля двускатная. Фундаменты бутовые.
Композиционно конюшня соподчинена главному зданию ансамбля. Обращенный к нему главный фасад имеет простой параллелепипедальный объем. Торцовый фасад ориентирован на главную аллею ансамбля и является важным его составным компонентом.
Здание своеобразно повторением в дереве каменных форм классицизма. На оси симметрии западного и восточного протяженных фасадов воспроизведен характерный для школы архитектора М.Ф.Казакова мотив: широкое арочное окно в тимпане треугольного фронтона, спаренные плоские пилястры, неполный антаблемент, карниз которого украшен крупными модильонами. Спаренные пилястры - главный мотив торцовых фасадов; в тимпане их треугольных фронтонов - восьмиугольные окна. Наружное убранство в стиле классицизма. Габариты помещений равны: 5,05х6,20, 4,3х6,2, 5,1х6,2 м. Между собой они не связаны.
* * *
Ансамбль дачи ?.?.Рузского как памятник гражданской архитектуры и садово-паркового искусства выявлен и поставлен на гос.учет в 1971 г. В 1918 г. он был национализирован и некоторое время пустовал. Затем его пытались приспособить под дом отдыха трудящихся, позднее в нем организовали противотуберкулезный диспансер, который здесь просуществовал до конца 1970-х гг. С 1980-х г.
ансамбль находится на балансе Заволжского химического завода. С началом строительства моста через Волгу он был передан в аренду мостостроителям. Последние располагались здесь до начала 1990-х гг. В настоящее время комплекс пустует.
После национализации ансамбль постепенно терял свой архитектурный облик: парк постепенно заростал и вырубался, постройки капитально не ремонтировались, вследствии чего к началу 1970-х г. жилой каменный двухэтажный флигель пришел в руинированное состояние. Состояние прочих построек на сегодняшний день также близко к аварийному.
Первоначальные интерьеры и главного здания, и подсобных сооружений сильно искажены. Мебель, посуда и прочее частью были вывезены в Кинешемский краеведческий музей, часть просто растащены. А на базе конфискованной коллекции картин ?.?.Рузского впоследствии была создана Кинешемская картинная галерея.
По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 г.
Фото Ополовниковой Е.А.,1971 г.
|