ивановский региональный портал ивановский форум карта сайта
 


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Ивановская обл., Заволжский р-н, п.Студеные ключи
АНСАМБЛЬ ДАЧИ РУЗСКОГО п.Студеные ключи

Комплекс сооружений дачи, построенный за два периода в XIX - начале ХХ вв. по заказу и на средства ?.?.Рузского, раскинулся на верхней террасе левого берега Волги, оконтуренной с юга и востока глубокими оврагами. Здания расположены на протяженном участке, параллельно реке, в парке, сливающийся на северо-западе с лесным массивом. По сторонам главной аллеи парка - структурной оси ансамбля - расположены: жилой двухэтажный кирпичный дом, деревянная конюшня, деревянный и каменный флигели. Основным парадным подъездом являлась дорога, проложенная перпендикулярно главному фасаду дворца, перед которым находился полукруглый в плане парадный двор, окаймленный лесопарком. (Современный подъезд к комплексу находится между главным зданием ансамбля и бывшей конюшней, параллельно западному фасаду последней).

Ансамбль дачи является примером мастерского сочетания регулярно-живописной планировочной структуры парка с симметрично скомпонованными зданиями. На пересечении главных осей ансамбля расположено самое значительное по размеру и архитектурному решению здание дворца. К востоку от него, вдоль северной стороны главной аллеи последовательно расположены: деревянное одноэтажное здание конюшни, деревянный одноэтажный жилой дом и, наконец, двухэтажный кирпичный жилой дом.

* * *

Главное здание ансамбля - дворец - выделяется среди окружающего ландшафта; более того, оно видимо с противоположного берега Волги. Строго симметричная композиция ансамбля перед северным фасадом главного здания удачно контрастирует с живописной планировкой пространства перед южным фасадом дворца - интимной частью ансамбля, выходящей в сторону Волги.

Дворец - характерный пример загородного дома, в первом этаже которого расположены парадные помещения. На оси симметрии здания (север-юг) находится вестибюль, зал и широкая многоколонная терраса. На концах продольной оси дома: с запада - полуротонда-терраса, с востока - полуротонда-зал, видимо, зимний сад. На второй этаж, где размещены невысокие помещения интимной части дома, ведет широкая двухмаршевая лестница. Максимальная длина и ширина здания снаружи - 48,22 и 24,91 м соответственно.

Наружные и внутренние капитальные стены - кирпичные. Перекрытия - плоские. Коробовыми сводами перекрыт лишь широкий коридор первого этажа и часть вестибюля, примыкающая к залу. Здание оштукатурено и покрашено. Фундаменты бутовые. Кровля железная.

Относительно высокий объем двухэтажного дворца расположен на пересечении сруктурных осей (аллей) ансамбля: одна из них параллельна продольной оси здания и руслу Волги, другая совпадает с поперечной осью дома и подводит к его главному входу. Дом имеет характерную для позднего классицизма симметричную и трехчастную композицию. Архитектор создал своеобразную композицию каждого фасада дома, в зависимости от его ориентации. Центр главного, северного фасада отмечен трехэтажным ризалитом, включающим парадный вход. Главным элементом композиции обращенного к Волге южного фасада - широкая многоколонная терраса, соответствующая ризалиту северного фасада, с которого спускаются лестницы в сад. Над террасой, на уровне пола второго этажа - открытая веранда. Своеобразие западного фасада определяется открытой террасой-полуротондой, восточного - полуротондой-залом.

Декор памятника является интересным примером модернизации архитектурных форм русского классицизма. В центральной части главного фасада представлена свое-образная трактовка мотива, характерного для школы М.Ф.Казакова. В данном случае пяты широкого арочного проема, помещенного в тимпане треугольного фронтона, опираются на раскрепованный карниз большого выноса. С каждой стороны арочного проема по две пилястры дорического ордера с абаками, декорированными иониками. Спаренные колонны западного фасада имеют упрощенные капители в виде одной абаки. В ампирный венчающий карниз включены сухарики. Оконные и дверные проемы в прямоугольных нишах. Глухая полуротонда восточного фасада украшена спаренными пилястрами; и здесь в венчающий карниз включены сухарики. Леймотив богатой центральной части южного фасада - пучки колонн с упрощенными капителями (мотив А.И.Фомина). На оси симметрии второго этажа южного фасада - широкая арка с богато орнаментированным архивольтом и замковым камнем, упирающимся в вершину тимпана

треугольного фронтона. Почти все окна первого этажа здания - арочные, обрамленные архивольтами. Окна второго этажа - прямоуголньные, невысокие.

Вестибюль дворца в двух уровнях, его лестницу фланкируют четыре приземистые колонны; его размеры в плане - 4,15х10,35 м. Главный зал прямоугольной формы - 6,32х11,0 м, освещен пятью арочными окнами, в нем сохранился камин. Фланкирующие зал сложные пространства Г-образных в плане гостиных расчленены парами колонн; размер этих помещений - 5,73х11,89 м и 3,59х4,0 м. Примыкающий к восточной гостиной зимний сад-полуротонда имеет размеры 5,83х7,5 м. Небольшие помещения, примыкающие к северному фасаду, выполняли подсобную роль.

Пространство вестибюля почленено массивными колоннами дорического ордера. Высокий главный зал увенчан красивым карнизом значительного выноса. Он богато декорирован модильонами, чередующимися с розетками. Дверь, соединяющая зал с вестибюлем, увенчана изящным прямым сандриком на высоких кронштейнах. Дорические колонны гостиных имеют эхинообразную капитель, украшенную иониками.

* * *

Жилой одноэтажный деревянный флигель расположен к востоку от главного здания дачи, напротив конюшни. Своим южным торцовым фасадом он обращет на главную аллею ансамбля, а главным, западным фасадом - к главному зданию.

Флигель имеет простую конфигурацию в виде вытянутого прямоугольника; наружные его габариты составляют 7,0х16,2 м. Наружные и внутренние стены деревянные, рубленые. Перекрытие плоское. Кровля четырехскатная. Фундаменты бутовые.

Композиция одноэтажного объема соподчинена главному элементу ансамбля - дворцу. Вместе с тем этот объем украшен пилястровым портиком, оформляющим раскинутый перед его западным фасадом двор (48х50 м).

Декор в стиле классицизма. Главный архитектурный мотив - своеобразный пилястровый портик на оси симметрии западного и восточного фасадов. Здесь, как и в здании конюшни, своеобразно интерпретирован мотив школы М.Ф.Казакова. В тимпане треугольного фронтона - арка, украшенная рустом. Здание опоясано ампирным карнизом, опирающимся на гладкий фриз. Капители пилястр упрощены, в виде одной абабки.

* * *

Здание конюшни расположено к востоку от главного здания дачи. Своим южным торцовым фасадом конюшня обращена на главную аллею ансамбля, а главный, западный фасад ориентирован на современную дорогу, ведущую к шоссе Заволжск - Кострома.

Строение имеет трехчастную структуру: в южной, очевидно, помещалось каретное отделение, рядом с ним - комната кучера, в северной - подсобное помещение. Наружный габарит здания в плане - 15,1х6,4 м. Наружные и внутренние стены деревянные, рубленые. Перекрытие плоское. Кровля двускатная. Фундаменты бутовые.

Композиционно конюшня соподчинена главному зданию ансамбля. Обращенный к нему главный фасад имеет простой параллелепипедальный объем. Торцовый фасад ориентирован на главную аллею ансамбля и является важным его составным компонентом.

Здание своеобразно повторением в дереве каменных форм классицизма. На оси симметрии западного и восточного протяженных фасадов воспроизведен характерный для школы архитектора М.Ф.Казакова мотив: широкое арочное окно в тимпане треугольного фронтона, спаренные плоские пилястры, неполный антаблемент, карниз которого украшен крупными модильонами. Спаренные пилястры - главный мотив торцовых фасадов; в тимпане их треугольных фронтонов - восьмиугольные окна. Наружное убранство в стиле классицизма. Габариты помещений равны: 5,05х6,20, 4,3х6,2, 5,1х6,2 м. Между собой они не связаны.

* * *

Ансамбль дачи ?.?.Рузского как памятник гражданской архитектуры и садово-паркового искусства выявлен и поставлен на гос.учет в 1971 г. В 1918 г. он был национализирован и некоторое время пустовал. Затем его пытались приспособить под дом отдыха трудящихся, позднее в нем организовали противотуберкулезный диспансер, который здесь просуществовал до конца 1970-х гг. С 1980-х г.

ансамбль находится на балансе Заволжского химического завода. С началом строительства моста через Волгу он был передан в аренду мостостроителям. Последние располагались здесь до начала 1990-х гг. В настоящее время комплекс пустует.

После национализации ансамбль постепенно терял свой архитектурный облик: парк постепенно заростал и вырубался, постройки капитально не ремонтировались, вследствии чего к началу 1970-х г. жилой каменный двухэтажный флигель пришел в руинированное состояние. Состояние прочих построек на сегодняшний день также близко к аварийному.

Первоначальные интерьеры и главного здания, и подсобных сооружений сильно искажены. Мебель, посуда и прочее частью были вывезены в Кинешемский краеведческий музей, часть просто растащены. А на базе конфискованной коллекции картин ?.?.Рузского впоследствии была создана Кинешемская картинная галерея.

По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 г.

Фото Ополовниковой Е.А.,1971 г.


версия
для печати
21 ноября 2024 г.
четверг
курсы валют
USD
(31.12.2012)
32.1961
EURO
(31.12.2012)
41.6714
события
сегодня:
2000 День работника налоговых органов Российской Федерации (24-я годовщина)
Всемирный день приветствия
26 ноября:
День Святого Иоанна Златоуста



Дискуссионный клуб







Проверка слова

www.gramota.ru


посетителей странички: 2762649 сегодня: 74 (сайта: 61774561)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна