|
Ивановская обл., Заволжский р-н, с.Георгиевское ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Георгиевское
Церковь построена на средства прихожан за один строительный сезон в 1816 г. и имела два престола: в честь Иоанна Предтечи и великомученика Георгия. Она представляет собой бесстолпный, пятиглавый, строго симметричный, трехчастный холодный храм с четырехярусной колокольней, с одноапсидным полуциркульным в плане алтарем, с широкой трапезной и двумя полуциркульными в плане приделами.
Все здание выложено из кирпича и побелено. Система перекрытий традиционная: в холодном храме - сомкнутый свод, пересеченный кольцом центрального светового барабана; над алтарями холодного храма и трапезной - конхи; в трапезной система крестовых сводов на подпружных арках; над папертью - коробковый свод; над первым ярусом колокольни восьмилотковый сомкнутый свод.
Объемно-пространственная композиция церкви являет собой своеобразный вариант монументального культового здания, где объемы очень высокого пятиглавого храма, пониженных объемов алтаря и трапезной, увенчанной двускатной кровлей, а также ярусной колокольни симметричны и объединены в единое гармоничное целое. Две мощные вертикали - четверик, увенчаный луковичными главами на высоких граненых барабанах и четырехярусная колокольня, также увенчанная луковичной главой на граненом барабане - доминируют и архитектурно организуют застройку села и широкие пространства живописного ландшафта.
Четверик холодного храма увенчан своеобразным высоким антаблементом, его карниз украшен модильонами, на высоком фризе каждого фасада три декоративных закомары; архитрав состоит лишь из полочки и четвертного вала. Стены четверика почленены на два "этажа" (верхний в два раза выше нижнего), прорезанные оконными проемами одинаково простой прямоугольной формы. Над верхними окнами - прямые сандрики. "Междуэтажная" тяга четверика является венчающим карнизом алтаря трапезной и паперти и междуярусной тягой колокольни (между первым и вторым ярусами). Стены трапезной и нижней части четверика аналогичны. Лишь стена апсиды холодного храма, обращенная на улицу села, и нижнего яруса колокольни - декорированы пилястрами тосканского ордера.
Богат декор колокольни,"работающий" на обширные низинные заречные пространства. Ее второй ярус декорирован "портиком" из двух мощных полуколонн тосканского ордера, увенчанным антаблементом (отсутствует архитрав) и треугольным фронтоном, карнизы которых украшены модильонами. По стронам скошенных углов третьего яруса - спаренные пилястры, а вместо арочных проемов, имеющихся во всех остальных ярусах, круглое окно на каждом фасаде. Арки звона четвертого яруса тоже фланкированы спаренными пилястрами. Столп колокольни увенчан граненым куполом с круглыми люкарнами и одной главой на граненом барабане. Все боковые главы четверика холодного храма декорированы нишами по сторонам света, а в центральном барабане - арочные проемы.
Все помещения церкви анфиладно соединены арочными проемами различного размера, расположенными на главной продольной оси. Размер холодного храма - 8.61х8.61 м, алтаря - 6.39х4.8 м, трапезной - 18.72х8.73 м, паперти - 5,2х2,93 м.
Интересна черта интерьера холодного храма - высокие лучковые ниши (от пола до пяты сомкнутого свода), в которых размещены окна и входы в храм. Высокое, залитое светом пространство главного отделения церкви подчеркнуто контрастом низких пространств трапезной и алтаря. Пластика мощных стен памятника подчеркнута распалубками над световыми проемами алтарей холодного храма, трапезной, а также паперти.
* * *
Стенописи Георгиевской церкви выполнены в технике клеевой живописи, очевидно около 1816 г., неизвестными мастерами. Повреждения красочного слоя в форме меления и мелких осыпей довольно значительны, особенно на северной и южной стенах четверика. Росписи трапезной утрачены, а в апсиде сохранились лишь незначительные фрагменты.
Росписи четверика состоят всего из девяти небольших композиций, сосредоточенных в его верхних частях. Сцены из страстного цикла - "Распятие", "Христос перед народом", "Несение креста", "Снятие со креста", каждая из которых занимает один из лотков свода, заключены в квадратные рамки со ступенчатыми завершениями и полуциркульными перемычками. Рамки дополнены барочными картушами.
Свод отделен от стены четверика живописным карнизом с модильонами. Под карнизом, на западной стене, помещено изображение Ветхозаветной Троицы, конфигурацией и обрамлением сходное с композициями свода. Размещение изображений на северной и южной стенах идентично: в простенках окон второго света помещены ростовые фигуры московских митрополитов Филиппа и Петра - на северной стене, Ионы и Алексия - на южной.
Иконография стенописей имеет много архаических черт, заимствованных из искусства не только XVIII, но и XVII в. Характерны и сам выбор изображений московских митрополитов и Ветхозаветной Троицы, редких в XIX в., и такие детали одеяний митрополитов, касаккосы, фелони, куколи-клобуки.
В стилистике росписей множество черт, роднящих их с барочным искусством XVIII в. Это диагональные построения композиций, смелые ракурсы, обилие профильных разворотов, оливковая карнация, взвихренные складки одеяний. Яркий, праздничный колорит, коричнево-белые гризайльные обрамления выделяют каждую композицию на бирюзовом фоне стены, а всей росписи в целом придают особый "станковый" характер.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1971 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и передана местному колхозу под складское помещение, которое располагалось здесь до передачи церкви вновь образованному приходу в 1995 г. Несмотря на закрытие, внешний архитектурный облик памятника не был разрушен: сохранились все завершения. Пострадала лишь утварь интерьера, которая частью была уничтожена, частью растащена местными жителями. В настоящее время у церкви в плохом состоянии находится кровля, а некоторые главки пятиглавия наклонились и готовы в любой момент рухнуть.
По материалам Ополовниковой Е.В.,1971 г.
Фото Каменева Н.В.,1975 г.
| |