|
Ивановская обл., г.Иваново, ул.Батурина,13 УСАДЬБА И.Д.БУРЫЛИНА
Усадьба расположена рядом с усадьбой Д.Г.Бурылина, к востоку от нее, на большом участке, обращенном к ул.Батурина. В 1915 г. владельцем Куваевской мануфактуры, Н.Г.Бурылиным, для своего племянника, И.Д.Бурылина - сына Д.Г.Бурылина, по проекту московского архитектора П.А.Трубникова был построен большой одноэтажный дом (т.н. "дом сына"). Иван Дмитриевич Бурылин - инженер, с 1910 г. заведующий технической частью "Товарищества Куваевской мануфактуры" и совладелец отцовских предприятий "Товарищества мануфактур Д.Г.Бурылина" и Шуйско-Егорьевской мануфактуры.
В угловой, северо-западной части территории участка находится Г-образно примыкающие друг к другу жилой флигель и конюшня, построенные также в 1915 г. и соединенные глухими задними фасадами с гаражом усадьбы Д.Г.Бурылина. Усадьбы разделены кирпичной стеной с ажурной решеткой традиционного рисунка.
ГЛАВНЫЙ ДОМ - незаурядный пример богатого купеческого особняка в стиле неоклассицизма, отличающийся своеобразием планировки и частично сохранивший первоначальные интерьеры. Одноэтажный, с высоким цокольным этажом, кирпичный и оштукатуренный, в плане он близок к квадрату, с ризалитами на всех фасадах. Заглубленный и срезанный юго-западной угол, где находится парадный вход, ориентирован на въездные ворота. Вход фиксирует главную композиционную ось здания, проходящую по его диагонали. Над порталом устроен лучковый козырек-фронтон на консолях, а выше расположено арочное окно, обрамленное рустом и фланкированное стоящими на цоколе ионическими полуколоннами. Они поддерживают треугольный фронтон, вписанный в аттик с волютами по краям. Аттиками завершены также ризалиты западного и южного фасадов; они возвышаются над ажурным каменным парапетом, ограждающим кровлю. Ритмичная расстановка прямоугольных и арочных окон, симметрия композиции, повторяемый набор элементов декора придают неоклассическую целосность фасадам. В завершении здания частично сохранилась необычная композиция из восьмигранных объемов, напоминающих барабаны церковных главок. Два из них объединены сквозным арочным пара-петом, третий - отдельно стоящий - сохранил остатки венчающей конструкции.
В интерьере движение эффектно развивается по диагонали, от главного входа к центру дома: через вестибюль, на уровне цокольного этажа, и далее, вверх, по широкой лестнице - в холл основного этажа, напоминающий в плане форму растянутого в стороны восьмиугольника. Из него высокие арочные проемы ведут в прямоугольный зал, находящийся в восточной части, и в помещения, расположенные по периметру дома. Только с северо-востока восьмиугольный холл замкнут небольшим помещением с трапециевидным планом (предположительно старообрядческая молельня). В северной части здания имеется еще одна лестница.
Лепное убранство интерьера, выполненное одновременно с постройкой дома, характерно для неоклассицизма. В зале, в центре плафона, ограниченного карнизом с модульонами, помещена крупная розетка, заполненная лепным растительным орнаментом. Карниз дополнен широким изящным фризом, с изображениями ваз, гирлянд и венков, обходящих стены серого цвета, которые декорированы ложной аркадой из зеркал и неглубоких ниш, обрамленных довольно разреженным плоским лепным орнаментом в виде стилизованных ветвей лавра, раковин и лир. Отражения зеркал, расположенных друг против друга, создают эффект уходящей в бесконечность анфилады, что зрительно расширяет пространство зала.
В доме сохранились филенчатые двери и паркетные полы. Витражи на окнах выполнены из матового белого, желтого и коричневого стекла. На крыше, со стороны восточного фасада металлическая кровля пропаяна свинцом, который по каким-то причинам не сняли во время Великой Отечественной войны для отливки пуль.
ФЛИГЕЛЬ - одноэтажный, кирпичный, оштукатуренный - восточным фасадом обращен к главному дому. Это небольшое строение с элементами классицизма в скромном фасадном декоре имеет неожиданное пластическое развитие и завершение. Над кровлей устроена мансарда, выходящая арочными окнами-люкарнами на восточнй фасад. на этом же фасаде сохранился козырек над входом, поддерживаемый ажурными металлическими консолями.
КОНЮШНЯ - одноэтажное, кирпичное и оштукатуренное, здание, прямоугольное в плане, со срезанным юго-восточным углом. Кровля четурехскатная. Высоко расположенные крупные прямоугольные окна имеют горизонтальную ориентацию и определяют рациональную выразительность фасадов, украшенных филенками, напоминающими завершения ложных окон, горизонтальным пояском и карнизом. Как дань классицизму на осях фасадов устроены полуциркульные чердачные окна. Сохранились дымники с зубчатым краем.
* * *
Усадьба И.Д.Бурылина как памятник гражданской архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в начале 1950-х гг., а в 1976 г. - на государственную охрану местного значения. Комплекс является муниципальной собственностью.
Усадьба была национализирована в 1918 г. и передана городским властям под использование в культурно-просветительных целях. После войны, в 1946 г. в Главный дом перевели городской ЗАКС (c 1968 г. - Дворец Бракосочетания). Капитальный ремонт Дома проведен в 1968 г., в начале 1990-х гг. выполнена практически полная реставрация интерьеров и фасадов.
Бывший Жилой флигель до середины 1970-х гг. использовался в качестве хозяйственной постройки Дворца Бракосочетания, затем был передан Ивановскому отделению Фонда обязательного медицинского страхования, а с 2000 г. его планировалось сдать в аренду Комитету по культуре и искусству под культурно-выставочный центр ?Информ-текстиль? при музее Ивановского Ситца. В том же, 2000 г. Комитетом была отремонтирована система отопления здания, на что было израсходованио 20,0 тыс. руб. из средств федерального бюджета.
Здание бывшей Конюшни в 1970-х гг. приспособили под детскую спортивную школу, которая располагается здесь по настоящее время.
Начальник НПЦ по охране памятников Куваев Н.М.
| |