|
Ивановская обл., Комсомольский р-н, с. Архангел МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. Архангел
Село Архангел - бывшая часть территории Юрьевского уезда Владимирской губернии. Прежнее название села Ново-Архангельское, которое оно получило после строительства в нем в 1815 г. церкви Михаила Архангела. До этого времени село называлось Воронцовым. Строительство церкви велось на средства и по заказу прихожан. По-видимому, в середине XIX в. была расширена трапезная, с севера и юга добавлены приделы, а по сторонам колокольни - помещения ризницы и лестницы-входа на ярус звона.
Последний капитальный ремонт церкви проводился в начале XX столетия, и в это время здание стало неожиданно давать осадку, на сводах апсиды храма, в пределах и в стенах появились трещины. Для предотвращения разрушения стены снаружи стянули металлическими полосами, возможно, что и в сами стены завели дополнительные тяги. В 1930-е гг. церковь закрыли, хотя церковная утварь и иконы еще долгие годы сохранялись в ней. Вскоре после Великой Отечественной войны были разобраны на кирпич боковые приделы, притвор, трапезная, ризница и помещение для лестницы-входа. Колокольня сохранялась вплоть до 1960-х гг. К этому времени она пришла в аварийное состояние и ее также разобрали на кирпич. Сейчас уцелели лишь апсида, собственно храм и первоначальная трапезная. Вокруг церкви существовала каменная ограда, которую, вероятно, разобрали одновременно с трапезной.
Михаило-Архангельская церковь стоит почти в центре некогда обширного села. Сейчас в нем стало значительно меньше домов, чем нарушилась его планировка и поэтому само здание церкви оказалось несколько на отшибе. Вокруг церкви было кладбище, от которого уцелели лишь могильные холмики да несколько сваленных и разбитых памятников. Равнинный безлесый пейзаж окрестностей села, обширные заболоченные низины при подъезде к нему позволяют видеть церковь, несмотря на ее незначительную высоту, за несколько километров.
Здание церкви кирпичное, первоначально побеленное, позже неоднократно окрашивалось в разные светлые цвета. Размер кирпича - 29(30)х14х8(8,5) см. В кирпичную кладку стен заложены местами большие валуны так, что их совсем не видно снаружи. (Валуны обнажились там, где кладка обрушена). Такого рода кладка, по-видимому, применялась очень редко местными артелями каменщиков. Любопытно также, что само здание церкви очень небольшое, а его композиция и декорация сохраняют настолько много архаичных черт, что строительство церкви легко можно отнести к 1770-80 гг., тогда как из литературных сведений известно, что оно построено в 1815 г. Сохранение традиционных черт ХVII-ХVIII вв., типичное явление для местного зодчества, здесь проявилось наиболее отчетливо.
Первоначальная композиция церкви представляет одноглавый храм с граненой апсидой и трапезной, поставленными по одной оси. С запада была отдельно стоящая колокольня, соединявшаяся с храмом притвором и, по рассказам местных жителей, завершавшаяся шатром. Была ли колокольня построена одновременно с храмом или это один из строительных периодов, остается неясным. Судя по штрабе в местах примыкания притвора, она могла быть одновременной, что, несомненно, усиливало традиционные черты композиции.
Храм - двусветный четверик перекрытый сомкнутым сводом с круглым световым отверстием в центре. Несколько необычно устройство восточной стены храма в интерьере. Над всеми тремя проходами в алтарь поднимаются высокие арки, заглубленные в массив стены на 1/3 и доходящие щелыгами до пят свода храма. Устройство таких ниш оживляет интерьер, увеличивает его иллюзорно вверх, что дополнительно усиливается прямоугольными нишами в центральных простенках с севера и юга. Каково было назначение этих арок, не совсем ясно, но не исключено, что иконостас повторял их очертание или не доходил до верха.
Граненая апсида, почти равная по длине и ширине храму, перекрыта полузамкнутым сводом. Такое построение апсиды еще одна черта характерная для более ранних памятников, а соотношение ее площади с площадью храма более типично для клетских деревянных церквей.
Квадратная в плане трапезная почти равна храму. Широкий арочный проем между ними объединяет пространства храма и трапезной и только невысокий полулотковый свод трапезной подчеркивает ее обособленность от храма. Когда-то первоначально трапезную освещали небольшие окошки с севера и юга, но при строительстве приделов старые оконные проемы были заложены и вплотную к ним сделаны новые. Такое перемещение окон потребовалось для того, чтобы увеличить апсиды приделов. Из-за этого в северной и южной стенах трапезной внутри образовались неглубокие ниши, равные ширине двум оконным откосам. Снаружи обрамление окон имитирует барочные наличники старых оков, а сбоку от них и под ними видны следы прежних пластичных по форме наличников "с ушами" и профилями из валиков и полуваликов у подзоров, напоминающих декорацию конца ХVII столетия.
Еще более отчетливо традиционные черты проступают в декоративном убранстве фасадов. Карниз четверика храма украшен декоративными кокошниками и многообломным поясом из поребрика. Почти такой же пояс из поребрика у трапезной и апсиды. В простенках между окнами верхнего света киотцы. Цоколь отделен двумя рядами валика с поребриком между ними. Венчающий барабан - единственный в своем роде среди памятников этого время. Его ложные окна чередуются со световыми в обрамлении из арок, завершение которых имитирует висячие гирьки. Наряду с этим форма рамочных наличников окон храма и апсиды - широкие плоские "с ушами" и капельками - имела широкое распространение среди культовых и гражданских барочных построек 1760-90- гг.
Как выглядели приделы и остальные пристройки, известно очень мало. Судя по остаткам фундаментов, они были достаточно обширные. Южный придел был с полуциркульной апсидой, а северный - с прямоугольной. Штроба на стене трапезной от примыкания стен апсид приделов очень узкая - 55-65 см, Следовательно стены были тонкие, что позволяет говорить о вновь пристроенных помещениях, как о самостоятельных объемах, которые в свою очередь были разделены пилонами колокольни на обособленные помещении.
Живопись в интерьере сохранилась плохо. Просматриваются лишь небольшие позолоченные фрагменты орнамента, а между ними какие-то смутные очертания сюжетных композиций, выполненные в технике клеевой живописи. Судя по рисунку позолоченного орнамента, живопись можно датировать концом XIX - началом XX в.
Металлическая кровля по стропилам и обрешетке в некоторых местах сорвана и на сводах начали расти деревья. Полы бетонные, вероятно, убраны при приспособлении церкви под склад. В стене апсиды большая трещина, образовавшаяся еще в конце XIX - начале XX вв. Часть оконных проемов заложена кирпичом на глине. Металлические решетки сохранились на всех окнах, тогда как столярка местами утрачена. Металлических связей внутри здания нет, они все заложены внутри стен.
* * *
Михаило-Архангельская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1974 г. С 1991 г. она передана вновь образованному приходу и в настоящее время на средства верующих и пожертвования ведется ее восстановление.
По материалам Галашевича А.А., 1974 г.
Фото Галашевича А.А., 1974 г.
| |