|
Ивановская обл., Комсомольский р-н, с.Березники ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Березники
Село Березники - одно из древнейших в округе. Впервые оно упоминается под 1453 г., когда княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого князя Василия Дмитриевича, завещала его своей снохе, княжне Марье "до ее живота, а по ее животу внуку, князю Юрию Васильевичу". В ХVII-ХVIII вв. в село принадлежало Переяславль-Залесскому Данилову монастырю. В начале ХVII в. Березняки опустошили поляки и литовцы, и оно превратилось в пустошь: "в вотчине Данилова монастыря пустошь что была Березники..., а в ней месцо церковное, что была церковь Ивана Предтечи, а на церковной земле место попово, место понамарево, место просвирцыно..." Пустошь заселили лишь в 1770-х гг. До 1834 г. в селе церковь была деревянной. В 18З4 г. строится каменная с двумя престолами в храме и в трапезной. В 1853 г. к церкви пристраивается колокольня.
Древняя деревянная церковь была сломана в 1934 г. Местные жители утверждают, что на церкви висела охранная доска, где была указана дата построения - ХVI век. Однако, судя по литературным источникам, церковь ХVI в. сохраниться не могла. Церковь закрыли в 1931 г. Деревянная состояла под охраной, каменная - нет. И там, и там были размещены склады "Заготконторы". В 1971 г. колокольню каменной церкви свалили и разобрали на кирпич. При падении колокольни, связями, заложенными в стену трапезной, был разрушен ее юго-западный угол, забранный потом тесом. Церковь стоит на южной окраине села перед въездом в него, на кладбище. Открытый равнинный пейзаж в окрестностях села позволяет видетъ церковь за несколько километров. Она построена из кирпича, связующий раствор - известь и сверху покрыта побелкой. Под побелкой местами видно несколько слоев покраски розового и светлоохристого цвета.
Композиция церкви состояла из высокого двусветного четверика, увенчанного традиционным пятиглавием, апсиды, обширной трапезной, придела с северной стороны и колокольни. Несмотря на позднюю дату построения колокольни, она была столпообразной с шатровым завершением, что свидетельствует, с одной стороны, о живучести традиционных форм архитектуры в этих местах, а, с другой, - о единстве первоначального замысла, когда церковь была задумана с колокольней, но последнею не выстроили, видимо, из-за нехватки средств. (Церковь строилась на средства прихожан). Осуществить замысел удалось спустя почти двадцать лет. К колокольне с севера были добавлены помещения ризницы и притвора - с запада. Время строительства этих помещений не установлено, но судя потому что стены их были толщиной в 1,5 кирипича, их можно датировать второй половиной XIX в.
Высокий четверик храма завершен поясам декоративных "кокошников", сгруппированных на фасадах попарно и получивших подковообразную форму. Над ними пояс поребриков, а ниже их орнаментальный пояс так называемых "кос", характерных для древней архитектуры Пскова и нашедший сравнительно широкое применение в местном зодчестве ХVIII в. Луковичные главки на тонких круглых шейках с чешуйчатым покрытием также живо напоминает Ростово-Ярославское зодчество ХVII-ХVIII вв. Особенно интересна построение форма апсиды, которая по своему построению (полуциркульная с ризалитами) больше характерна для эпохи классицизма, а ее декорация и пропорции все еще остаются в рамках традиции. Точно такое же явление можно наблюдать и на примере одностолпной трапезной, система сводов которой восходит к палатному строению Древней Руси.
Внутри сохранилась поздняя темперная живопись, по-видимому, времени строительства колокольни или даже позже. Перед тем как расписать церковь были растесаны окна. В трапезной живопись сохранилась хуже, чем в храме, где евангельские сюжеты выполнены в академической манере. Полы в церкви выстланы керамической плиткой. Кровля металлическая в плохом состоянии, местами сорвана, на сводах начали расти деревья. Кирпич наружной кладки сильно выветрился с южной стороны, где местами от него осталась лишь известковая оболочка.
С юга к храму сделана деревянная пристройка. полуразвалившаяся, она лишь закрывает фасад, который в этом месте плохо просыхает.
* * *
Иоанно-Предтеченская церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос.учет в 1945 г., но в 1958 г. с учета снята, в 1975 г. поставлена вновь. В настоящее время она бесхозная (с конца 1970-х гг.) и активно разрушается, особенно трапезная, которая находится уже в руинированном состоянии.
По материалам Галашевича А.А., 1975 г.
Фото Галашевича А.А., 1975 г.
| |