Ивановская обл., Комсомольский р-н, с.Кулеберьево УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Кулеберьево
До образования Ивановской обл. с.Кулеберьево входило в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. Успенская церковь строилась на средства прихожан вместо сгоревшей в 1790-е гг. деревянной церкви. В 1791 г. в ней был устроен теплый Никольский придел, упраздненный в 1856 г. В том же году на средства прихожан было закончено строительство теплой Никольской церкви (разобранной в середине 1950-х гг. до фундаментов). При церквях была каменная сторожка, крытая железом.
Здание выстроено при въезде в село с восточной стороны и замыкает перспективу улицы. К востоку от него крутой обрыв, спускающийся к речке Ухтохме. Территория вокруг церкви окружена деревьями: вдоль восточного фасада растут березы, с остальных сторон - липы.
Здание церкви кирпичное, покрыто известковой обмазкой, выстроено в формах, широко распространенных во второй половине ХVШ в. Композиционно-пространственная структура здания складывается из высокой стройной храмовой части, пониженной, прямоугольной в плане апсиды, прямоугольной и равной по высоте апсиде трапезной и столпообразной колокольни. В решении объема храмовой части и апсиды сказалось влияние архитектуры барокко. Тип храма "восьмерик на двухсветном четверике", перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом со световым барабаном и главой луковичной формы на тонкой шейке. Глава каркасной конструкции обшита железом. Шейка кирпичная. Барабан восьмигранный, высокий, по сторонам света прорезан узкими окнами, покрыт металлической кровлей, с переломом в нижней части, повторяя покрытие восьмерика. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В шелыге свода световое восьмигранное отверстие. Прямоугольная в алане апсида перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами. Кровля новая, шиферная. От первоначальной сохранились следы примыканий к четверику и конек, который доходил почти до венчающего карниза.
Трапезная по ширине равна четверику, перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами. Кровля новая, шиферная, ниже первоначальной. Замыкающая продольную ось здания колокольня четырехъярусная, с незначительным убыванием в плане ярусов. Завершена высоким четырехлотковым сомкнутым сводом с барабаном и главой. Вход на верхние ярусы в западной стене трапезной, со второго яруса подъем осуществлялся по внутренней деревянной лестнице.
В решении убранства экстерьера здания преобладают черты архитектуры классицизма: нижний ярус здания симметрично расчленен световыми проемами и лопатками; второй ярус колокольни и четверик храма завершены треугольными фронтонами.
Окна четверика храма и трапезной с лучковыми перемычками, четвертями, откосами и небольшими заглубленными подоконниками, обрамлены рамочными наличниками с декоративными замковыми камнями. Выше и ниже проемов - накладные прямоугольные "доски". Ромбовидный рисунок решеток широко распространен в постройках области. Углы фланкированы рустованными лопатками. Венчающие и межярусные карнизы моделированы одинаково: кирпичные, многообломные, слабого выноса, с сухариками, на лопатках раскрепованы. В убранстве восьмерика использованы мотивы архитектуры барокко. Углы граней обработаны парными пилястрами, окна с трехцентровыми перемычками, четвертями и откосами, обрамлены наличниками барочного рисунка. Аналогичные наличники у Знаменской церкви с. Веска Ильинского р-на и с.Сретенье Комсомольского р-на. Столярка в окнах старая. Световые двери храма одинакового рисунка - с арочными перемычками и обрамлены ленточными наличниками, повторяющими форму проемов. Архаичной деталью для конца ХVШ в. являются киотцы над проемами нижнего яруса колокольни.
Второй ярус колокольни по убранству перекликается со вторым ярусом четверика, тогда как третий ярус повторяет мотивы убранства восьмерика. Ярус звона имеет округленные углы, фланкированные лопатками. Свод яруса прорезан люкарнами, играющими роль резонаторов звона. Из убранства интерьера сохранились верхние два яруса иконостаса, фрагменты масляной живописи, лепные карнизы и наличники окон, кованые двери.
Иконостас первоначальный с сочетанием черт барокко и классицизма, завершен деревянным распятием. Живопись в основном сохранилась на оконных откосах второго света четверика (изображены святые в орнаментальных рамах), тромпах и на сводах. Декоративные растительные орнаменты выполнены в технике гризайль. Лепные карнизы проходят в уровнях пят сводов трапезной и храма, между окнами верхнего и нижнего света четверика и в уровне подоконников восьмерика.
Карнизы мелкопрофилированные с кронштейнами (на четверике) или сухариками (на восьмерике). Под окнами восьмерика лепные фартуки в виде баллюстрады. Внутренние двери храма двухстворчатые, кованные.
* * *
Успенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учет в 1974 г. Она была закрыта в конце 1930-х гг. и превращена в склад местного колхоза, однако варварским разрушениям не подверглась. Более-менее серьезный ремонт (покрытие кровли трапезной и алтаря) был проведен в конце 1960-х гг. В настоящее время склад продолжает находиться в памятнике, но его сохранность в целом хорошая.
По материалам Якунина О.Ф., 1974 г.
Фото Каменева Н.А., 1973 г.
|