12 августа празднуется 101 год со дня основания ВВС России. В этот праздничный день хотелось бы остановиться не только на заслугах наших авиаторов , но и на текущем состоянии дел в данном роде войск и на новейших разработках отечественного авиапрома.
Начнем с того, что в 90-е годы на нашу страну, на ВВС в частности, повлиял распад Советского Союза, из-за чего начался процесс деградации и подготовленности наших войск. Этот процесс приостановился лишь в начале 2000-х годов, а с 2009 года начался капитальный ремонт и крупная модернизация всего парка ВВС РФ.
В рамках данных мероприятий были продлены сроки службы стратегических бомбардировщиков (Ту-160, Ту-95), самолетов-заправщиков (Ил-78), летающих радаров (А-50). Прошли модернизацию также и штурмовики Су-25, перехватчики МиГ-31 и бомбардировщики Су-24.
На место истребителей Су-27, в 2011 году пришли Су-35С, которые по своей сути являются глубокой модернизацией 27-ого. Отличие 35С в том, что в отличие от Су-27 он не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решеткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Назначенный ресурс Су-35С – 6000 летных часов или 30 лет. Заявленный начальный ресурс двигателей – 4000 часов.
В ближайшее время российские ВВС получат модернизированный Су-25. Самолет будет оснащен радаром с активно-фазированной решеткой. Прицельный комплекс вкупе с радаром даст штурмовику возможность при одном заходе поразить сразу не менее 4 целей. Главным калибром его будет комплекс сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет «Вихрь».
Российская авиатехника ежегодно участвует в международных авиасалонах, в том числе и на крупнейшей выставке в Ля Бурже. В 2013 году российские авиастроители получили там заказы на общую сумму в 2,6 миллиарда долларов, согласно которым Россия поставит за рубеж более 1500 самолетов, вертолетов и т.п. техники различных видов.
Наибольший интерес среди заказчиков вызывала российская военная авиатехника. Еще за день до официального открытия авиасалона, 16 июня, США и «Вертолеты России» подписали новый контракт на поставку многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 для ВВС Афганистана.
За 30 десятка винтокрылых машин заказчики готовы заплатить свыше 500 миллионов долларов. Эти самолеты представляют большой интерес для заказчика в силу географических условий Афганистана.
В Ля Бурже также впервые был представлен отечественный боевой вертолет Ка-52, который оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолета (подвижная пушечная установку с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля».
Подобные авиасалоны проводятся не только за рубежом, но и в России. В конце августа на аэродроме «Раменское» ежегодно проводится МАКС, который ежегодно собирает сотни российских и иностранных специалистов. В 2011 году сумма заключенных контрактов превысила 10 миллиардов рублей, что стало рекордом.
Наши разработчики также не забывают и о пилотах. К примеру, для пилотов новейших истребителей, в частности для Т-50, недавно закупили трусы с вытяжкой. Название этого комплекта снаряжения разработки ОАО «НПП «Звезда» ПЖ-1.
Благодаря этому изобретению пилот, не расстегивая подвесную систему, летный комбинезон и не отвлекаясь от управления самолетом, может опорожнить мочевой пузырь, после чего моча будет выделена за пределы самолета. Такие «памперсы» помогут пилотам выполнять 10-12 часовые полеты без угрозы для здоровья
На предстоящем авиасалоне будет представлена новинка отечественного авиапрома – СВП-24 для автоматизированной системы управления войсками. Новая АСУ позволит бомбардировщикам получить характеристики самолетов пятого поколения.
Вся информация о ведении боя, о состоянии и расположении войск при помощи единого программного обеспечения объединяется в «облако» данных. Обмен данными в системе происходит без помощи речи, чтобы исключить возможность ошибки из-за плохого качества связи и человеческого фактора. Посредством шифрованного цифрового сигнала всего за 0,3 секунды возможно передать команды, которые одновременно поступают на дисплеи систем управления наземных и воздушных сил.
Экспорт российской военной авиатехники постепенно растет. Так, к примеру, в 2011 году Россия получила на экспорте 4,8 миллиарда долларов США, что в полтора раза выше, чем в 2010 году. Экспорт авиационной техники занимает около 50% в растущем экспорте российского ВПК.
Тамара Касьянова, к.э.н.
Генеральный директор «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл»