Официально электронное правительство работает с 15 декабря 2009 года, но на практике оно практически не работает. Главная проблема- полная закрытостью большинства ведомств перед гражданами, для которых и создавалась система. В полном объёме в электронном виде доступны услуги только Налоговой инспекции, Федеральной миграционной службы, Госавтоинспекции и МВД. Остальные госструктуры ограничиваются предоставлением информационно-консультационных услуг. Среди самых популярных среди населения электронная запись к врачу, доступ к информации о тарифах и потребленных услугах ЖКХ и электронная запись в детские сады и школы. А вот с заказом загранпаспорта не всё так однозначно. После заполнения анкеты на сайте приходит приглашение на приём в конкретное время в ближайшее отделение УФМС примерно через месяц и в очереди стоять не придётся. Однако без обращения к онлайн-сервису можно прийти в УФМС хоть завтра, правда, придётся посидеть в очереди, но время ожидания будет, однозначно, меньше 30 дней.
На сегодняшний день нет системы публичного мониторинга успехов и неудач федеральных ведомств и региональных органов власти в сфере электронного правительства. По заказу Минэкономразвития составлен рейтинг качества перевода госуслуг в электронный вид органами власти. Разработчики использовали только 3 критерия: качество информирования о порядке предоставления услуги, доля переведенных в электронный вид услуг и доля услуг, получение которых возможно без посещения ведомства. Безусловно, есть и другие причины не столько эффективного использования механизма. С момента запуска проекта «Ростелеком» установил всего 500 терминалов, через которые можно получить доступ к госуслугам, т.е. примерно по 1 на регион. Население активно пользуется терминалами для оплаты мобильной связи, ЖКХ и пр. таким образом, воспользоваться сервисом можно только через интернет и мобильные приложения для Android и IPhone. Бабушкам и дедушкам, которые часто бывают на приём у врачей, по-прежнему приходится ходить в поликлинику, а для многих это проблематично и не всегда пациентов принимают день в день. Или же просить детей и внуков сделать электронную запись, но старшее поколение скептически относятся к таким нововведениям.
Изначально предполагалось, что электронное правительство разгрузить административную составляющую ведомств и всё сведётся к системе одного окна, т.е. все госуслуги можно получить сразу. Но, как это часто бывает, на практике получилось всё не так. По проекту, в единой базе хранились бы сведения, которые гражданин уже предоставлял в те или иные госорганы, однако по 20 пунктам личные данные надо предоставлять только лично из рук в руки. Иными словами, взаимодействие гражданина и чиновника сохранилось на прежнем уровне, а не сведено к минимуму как должно было. Значит, возможность передачи взятки сохраняется. Средний размер отката федеральному ведомству- 630 000 рублей, самыми коррумпированными оказались правоохранительные органы, здравоохранение и социальное обеспечение, образование и наука.
Неэффективность системы электронного правительства указывает, прежде всего, на необходимость реформирования самой системы государственного и муниципального управления. Показатель учёта мнения населения и подотчётности государственных органов оказался ниже, чем у некоторых абсолютных монархий.
Сама системы одного окна зарекомендовала себя с лучшей стороны. В США все 24 проекта по расширению E-government реализовали в течение 1,5 года и дали экономический эффект свыше $1 млрд.
Тамара Касьянова, к.э.н.
Генеральный директор «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл»