Выбранный Почтой России курс на рост объемов услуг и модернизацию продолжает доказывать свою эффективность. По итогам 2012 года в Ивановской области производительность труда на предприятии выросла на 13,5% до 31,3 тыс. рублей в месяц на одного работника, доходы на одно почтовое отделение – на 5,7% (до 220 тыс. рублей в месяц). Общая выручка федерального почтового оператора по сравнению с 2011 годом возросла на 7% и составила 129 млрд. рублей. Почте России за год удалось одновременно обеспечить рост чистой прибыли на 2% до 813 млн рублей и увеличение инвестиций более чем на 31% до 11,2 млрд рублей. Средства направлены на реконструкцию объектов почтовой связи, на модернизацию инфраструктуры почтовой логистики, на оснащение сети техническими средствами, на обновление и расширение ИТ-инфраструктуры, а также на развитие инфраструктуры оказания финансовых услуг. Так, к примеру, в 2012 году УФПС Ивановской области закупило 7 новых автомобилей и реконструировало 5 почтовых отделений.
В 2012 году Почта России самостоятельно компенсировала непокрытые государством убытки от оказания социально значимых услуг по тарифам ниже себестоимости на 1,9 млрд. рублей по общедоступным услугам почтовой связи в районах Крайнего Севера, 2,8 млрд рублей по подписным услугам, 1,2 млрд рублей по универсальной услуге связи по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием пунктов коллективного доступа и 3,5 млрд рублей по услуге доставки пенсий и других социальных выплат.
УФПС Ивановской области содержит 47 нерентабельных сельских отделений почтовой связи.
Структура доходов Почты России остается относительно стабильной. Почти 47% (против 44,7% в позапрошлом году) выручки принесли почтовые услуги, доходы от которых по сравнению с 2011 годом выросли на 12% и составили 60,3 млрд рублей. Доходы от финансовых услуг и выплаты пенсий и пособий выросли на 3,4% и составили 47 млрд. рублей ¬ 36% от общей выручки. Блок коммерческих услуг принес предприятию еще около 21,6 млрд. рублей.
Увеличение объемов основных почтовых услуг Почты России и увеличение их доли в структуре выручки является свидетельством правильности стратегических установок предприятия, сосредоточенного в первую очередь на развитии профильной деятельности. Рост демонстрируют письма и бандероли, а также посылки. В течение 2012 года предприятие обеспечило пересылку 1 636 млн единиц письменной корреспонденции, превысив показатель прошлого года на 7% и почти 53 млн посылок.
До 3 млрд. рублей – на 67% – выросли доходы, полученные федеральным почтовым оператором от иностранных почтовых администраций за доставку международных почтовых отправлений российским адресатам. Это свидетельствует о росте популярности Почты России в качестве канала доставки товаров зарубежных торговых площадок.
Благодаря работе над качеством сервиса почтовых отделений вырос показатель соблюдения установленных качественных стандартов, что подтверждается результатами проверок по методу "Таинственный клиент", проводившихся в 80 регионах страны. Если год назад требованиям к качеству обслуживания сервиса отвечали 35% отделений, то по итогам 2012 года уже 67%. При этом сложным вопросом остается выполнение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений. Ключевыми причинами нарушения сроков доставки является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры страны, критическая зависимость Почты России от компаний-перевозчиков, а также высокий (более 60%) уровень износа и нехватка инфраструктуры федеральной почтовой связи.
"Решение проблем почтовой связи страны связано не со сменой руководства компании, а с реализацией целого комплекса мероприятий направленных на совершенствование законодательства о почтовой связи, развития транспортной инфраструктуры страны, модернизации Почты России: развитие системы автоматизированной сортировки и реконструкции почтовой сети", - комментирует директор УФПС Ивановской области Сергей Князев.
В текущей ситуации для предотвращения нарастания износа и хотя бы минимального развития почтовой инфраструктуры ежегодно требуется не менее 20 млрд рублей инвестиций – т.е. почти в 2 раза больше, чем может самостоятельно обеспечить Почта России. Необходимо отметить, что предприятием разработана и уже полтора года ждет утверждения Правительством РФ Стратегия развития ФГУП "Почта России" на 2012-2016 гг, которая предполагает решение этой проблемы при финансовом участии государства в объеме до 90 млрд рублей.
Правильность и эффективность выбранного вектора развития Почты была подтверждена международным рейтинговым агентством Fitch, который впервые в российской практике ФГУПов присвоил предприятию международный кредитный рейтинг соответствующий суверенным рейтингам Российской Федерации ("ВВВ", прогноз "стабильный").