25 марта – день работников культуры. Этот профессиональный праздник отмечает множество людей. Все они – от библиотекарей, литераторов, артистов до чиновников – стараются сделать нашу жизнь светлее, открывают новые горизонты, хотят сделать мир ярче и добрее. Накануне праздника мы расспросили представителей нескольких сфер культуры о том, как им живется и что их вдохновляет.
В культуре все непредсказуемо
Надежда Свиязова, заместитель начальника департамента культуры и культурного наследия:
- Как получилось, что я стала заниматься культурой? Да я с детства в этой сфере. Началось все с пионерской дружины, продолжилось в университете… Потом были 11 лет во Дворце культуры, теперь вот на госслужбе. Можно сказать, меня Бог сюда направил. Однажды пробовала уйти в сферу образования на полтора года, но быстро поняла, что это не мое, и вернулась.
Больше всего мне нравится то, что в культуре все всегда непредсказуемо, нетривиально, здесь много спонтанности в отличие от большинства других социальных сфер. Творческие люди очень неординарны, часто непосредственны, с ними работать интересно. У нас в сфере культуры, как бы это банально ни звучало, трудятся энтузиасты, преданные своему делу. И полные чувства собственного достоинства. Ни один библиотекарь с высшим образованием не пойдет работать уборщицей в банк, хоть там и зарплата выше. Перед ними надо снимать шляпу и кланяться в пояс.
Конечно, главная проблема в сфере культуры – материальная. Но я надеюсь, что скоро все изменится к лучшему. Значительные перемены есть уже сейчас.
Жителей нашей области отличает высокой уровень образования. Поэтому уровень культуры среди них тоже высок. У нас востребованы и симфонические концерты, и различные фестивали.
Потребность в творчестве – как в пище и воде
Юрий Пучков, заслуженный художник России:
- Я всегда знал, что буду художником, с самого раннего детства. Не хотел стать ни космонавтом, ни инженером. В школе учился не очень хорошо, потому что по наивности думал: «Зачем мне эта физика? Я же художником буду!». И я благодарен Богу, что он направил меня в нужное русло. И никогда, ни разу в жизни (а скоро мне исполнится 70 лет) не хотел бросить творчество.
Меня привлекает абсолютная независимость художников, свобода. Над нами нет никаких начальников, а это большая редкость сейчас. Это воспитывает ответственность: хочешь – работай, хочешь – спи, но знай, что все твое благополучие зависит только от тебя. И если что-то не так – винить некого.
Для меня творчество – это такая же потребность, как в пище и воде.
Хотелось бы, конечно, чтобы картины покупали больше. Когда я много лет назад работал в текстильной сфере, зарплаты были хорошие, нас ценили. Потом пришлось заняться живописью: текстильные предприятия позакрывались. Теперь у нас рыночные отношения, и я, чтобы продать картину, должен нравиться моему покупателю.
Я вижу, что в последнее время люди тянутся к искусству: ходят на выставки, у каждого художника есть свои поклонники, которые посещают все его вернисажи. Но – не могут покупать картины. Потому что это интеллигенция, а зарплаты у учителей и профессоров невелики. Те же, кто побогаче – я называю их «поколение из грязи в князи», – не ходят на выставки, им неинтересно. И это очень печально.
Хочется играть джаз с американцами
Александр Сакуров, саксофонист:
- В 6 лет меня отдали в музыкальную школу, где я учился играть на фортепиано в течение пяти лет. И я так устал от музыки, что ушел играть в футбол и гонял мяч целых два года. А лет в 13-14 понял, что очень соскучился, и снова занялся музыкой. С тех пор больше никуда не пытался уйти. Да я больше ничего в жизни и не умею (улыбается).
Свою работу я иногда ненавижу. Часто я вынужден заниматься не тем, что хочется, а тем, что надо. Хочется играть джаз с американцами, а приходится заниматься коммерческой музыкой. Но жизнь диктует свои условия. Если у меня в году проходит 6-7 джазовых концертов – я очень рад, бывает и меньше. А исполнять джаз – очень сложно, даже мучительно, но интересно.
На джазовые концерты в филармонии собираются почти полные залы. Публика идет, но люди готовы слушать хорошую музыку не так часто – нет «потока», потому и концерты нерегулярны. У нас есть интеллектуальная прослойка, которая, несмотря ни на что, тянется к искусству. После полных залов на джазовых вечерах я с надеждой начинаю смотреть в будущее.
Чтобы бросить «актерство», надо очень разочароваться
Сергей Смирнов, актер Ивановского драматического театра:
- Я из очень простой семьи. Воспитание мое было почти уличным. Но однажды захотелось чего-то особенного, светлого, непохожего на обыденную жизнь. Как в кино. И решил попробовать стать артистом в народном ТЮЗе. Получилось. Играл в основном смешные (характерные) роли, поэтому без внимания зрителей моя деятельность на сцене не оставалась. Потом закончил театральное училище в Ярославле.
Мыслей совсем бросить «актерство» не было никогда. Было желание менять театры в поисках лучшей жизни, и я их менял. В 1991-м году вернулся на малую родину, в Иваново, и до сих пор работаю в драматическом театре. Чтобы бросить, надо очень разочароваться. Но мы, артисты, умеем себя обманывать и находить интерес к работе, даже если какие-то обстоятельства сопротивляются ей.
Про зарплаты артистов специально ничего не говорю.
Что радует в профессии? Как бы обойтись без пафоса…У меня в репертуаре очень много спектаклей для детей и подростков. Радость чувствуешь, когда роль получилась, и она почти на каждом спектакле «попадает» в зрителя. Актер это всегда ощущает. В этих мгновениях – радость и даже счастье актера. Для меня театр не только «актерство»… Это еще и возможность попробовать себя в качестве и режиссера, и автора пьес-сказок, и театрального педагога.
Актер находится в центре творческого процесса. Он на сцене, к нему приковано внимание зрителей. Он творит на их глазах. И в этом особенность актерской профессии. А еще артисты очень преданы своему делу. Им бы тоже хотелось ездить на своем автомобиле и загорать на южных заграничных пляжах, но для этого нужно поменять работу. И артисты остаются в театре. Они ездят в общественном транспорте и ходят пешком, и их пляжи находятся в черте города.
Как говорил Пушкин, театр создает и формирует зритель. Мне мои зрители (часто это дети и подростки) нравятся. Они внимательны, чутки, образованны, открыты, искренни и чисты. Они умеют думать и сопереживать. В них есть тонкость и доброта, и в них – будущее нашего театра.
Ну вот, не обошлось без пафоса…
Люди из мира книг
Ирина Рубан, директор муниципальной библиотеки № 14 города Иваново:
- В выборе профессии я пошла по маминым стопам – она работала в областной научной библиотеке. В доме всегда было много книг, я с детства очень любила читать. Так и тружусь вот уже 30 лет на этом поприще.
Больше всего в своей работе я ценю общение. Мы, библиотекари, можем воздействовать на людей на эмоциональном уровне. Это не значит, что мы занимаемся воспитанием. Но через выставки, книги, мероприятия мы можем формировать личность. Мне очень нравится работать с молодежью и детьми. Наша библиотека много лет сотрудничает с лицеем № 17, их воспитанники – частые гости у нас.
Материальная составляющая, конечно, вызывает сожаление, но ни в коем случае не отталкивает от работы. Я имею в виду не только зарплату. К сожалению, культуре со стороны властей уделяется мало внимания. Да, у нас в библиотеке недавно был очень хороший ремонт, все преобразилось. Но хотелось бы, чтобы уют и комфорт поддерживались постоянно.
Библиотекарей отличает внутренняя интеллигентность, скромность. Среди них нет ни одного хама. Это люди, не похожие на других: они живут в своем замкнутом, но очень интересном мире книг. Хочется видеть в библиотеках молодых, энергичных, высокопрофессиональных сотрудников, иначе наша профессия, которой многие мои коллеги отдали по 20-30 и более лет, уйдет в небытие.
А вот нашим читателям порой не хватает интеллигентности. Бывает, что придет слесарь со средним образованием и вы никогда в жизни не догадаетесь, что это слесарь – настолько он вежлив и культурен. А бывает, с высшим образованием человек так нахамит, что удивишься.