15 февраля в 16.00 в Ивановском художественном музее (проспект Ленина, 33) состоится открытие выставки художника Николая Харламова, посвященная 150-летию со дня его рождения.
В рамках юбилейной выставки Ивановский художественный музей представит работы, созданные Николаем Харламовым с 1880-х до 1930-х годов. Это иконы, выполненные под его руководством в Холуе; галерея портретов старых ивановских большевиков, созданная в классических академических традициях; написанные с натуры портреты друзей и близких; портреты крестьян 1920-30-х годов; старые фотографии из семейных альбомов.
Один из уникальных экспонатов выставки – большая мозаичная плита с поясным изображением Евангелиста Луки – представляет собой идентичную реплику мозаики храма Спаса на Крови. Выполненная по картону Н.Н. Харламова в Петербурге в конце XIX века, она была прислана из Академии художеств в Холуйскую иконописную школу в качестве учебного пособия.
Экспонаты для юбилейной выставки, инициированной Холуйским филиалом ВШНИ, предоставили шесть музеев из Иванова, Ивановской и Владимирской областей, а также потомки Н.Н. Харламова.
На вернисаже состоится презентация первой книги о художнике "Н.Н. Харламов. Жизнь и творчество", авторы М.Б. Печкин и И.В. Тупицын (Издательский Дом Николаевых, 2013 год).
Харламов – уроженец Владимирской губернии, сын священника, окончил духовное училище и семинарию, но выбрал путь художника. Учился в Императорской Академии художеств на отделениях исторической и портретной живописи.
С конца XIX века Николай Харламов жил и работал в Ивановском крае. В течение десяти лет возглавлял в Холуе иконописную школу. Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. За заслуги в области монументального религиозного искусства в 1910 году Харламову было присвоено звание академика живописи.
Лучшие свои произведения Харламов создал в области мозаичного искусства. Наиболее значимыми из них стали мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге (храм Спаса на Крови), где он трудился вместе с В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.П. Рябушкиным. По его эскизам выполнены мозаичные интерьеры собора святого Александра Невского в Варшаве, иконы Богоматери на фасадах Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости в Петербурге.
После революции, работая в основном как портретист, художник жил в селе Тименка возле Палеха, где скончался и был похоронен в 1935 году.