периодичностью примерно раз в год энергетики становятся в центре стычек с народонаселением. Вот и в этот раз второй месяц в массах кипит недовольство в отношении энергосбытовой компании. В октябре некоторые кохомчане были крайне возмущены трех-четырехзначными цифрами в счетах за электричество. В ноябре - невозможностью дозвониться по телефонам, указанным в квитанциях, чтобы передать показания электросчетчиков.
«Три счастливых дня…»
А всему виной новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вступившие в силу с 1 сентября 2012 года). Отныне жители должны самостоятельно снимать и передавать показания своих счетчиков электроэнергии с 23 по 25 число текущего месяца в ООО «Энергосетевая компания» по телефону, электронному адресу или непосредственно в отдел сбыта. Кроме того, в случае совпадения дат 23-25 текущего месяца с выходными днями, прием показаний будет осуществляться и в выходные дни с 8.00 до 20.00.
В октябре, в выделенные три дня, законопослушные граждане и те, кто получил небывалые суммы в счетах, попытались дозвониться по указанным телефонам, однако энергетики, со своей стороны, не удосужились даже позаботиться об осуществлении своей обязанности принимать показания индивидуальных приборов учета от населения. В итоге, от шквала звонков телефонная линия не выдержала и дала сбой. Результат первого месяца - не более 10% дозвонившихся.
В ноябре ситуация вновь повторилась: за три дня дозвониться до «Энергосбыта» было практически невозможно. Наиболее сознательные граждане были вынуждены лично ехать к поставщику услуги и выстаивать огромные очереди, чтобы узнать, что, оказывается, во всех отделениях сбыта и у партнеров ООО «Энергосетевая компания» установлены ящики «Для показаний прибора учета». Об этом, естественно, компания опять не удосужились заблаговременно уведомить своих потребителей. Даже на своем официальном сайте «Энергосбыт» разместил информацию о «ящиках» только 23-го ноября. Среди адресов не фигурирует ни Ивановский район, ни областной центр, зато в Кохме таких ящиков целых два: пл. Октябрьская, 14 (ООО «Энергосетевая компания») и ул. Октябрьская, 38 (МФЦ).
Штрафовать не будут, но деньги возьмут
«Энергосбыт» предлагает гражданам целых шесть способов передачи показаний приборов учета:
1. Заполнить графу «текущие показания» в счете-квитанции и успеть оплатить ее в указанный промежуток. (О сроках доставки квитанций, заметьте, ни слова не сказано).
2. Сообщить свой номер лицевого счета и показания прибора учета по телефонным номерам своего отделения сбыта энергии, указанных на счете-квитанции. (Время убеждает в нежизнеспособности этой идеи: лишь зря тратить время и нервы).
3. Направить письмо по электронной почте на адрес, указанный в счете-квитанции или на адрес uchet@esk-ivanovo.ru. В письме указать номер своего лицевого счета, адрес, фамилию имя отчество, последние показания прибора учета и дату снятия показаний прибора учета. (Конечно, каждый российский гражданин просто обязан иметь дома компьютер с выходом в интернет и уметь им пользоваться!).
4. Вписать показания прибора учета в ведомость сбора показаний инициативной группы Вашего дома (лиц, уполномоченных управляющей организацией).
5. Посетить отделение сбыта по адресу, указанному в квитанции. (Всего каких-то два часа на дорогу в непогоду).
6. Заполнить бланк (чистые бланки, якобы, лежат рядом с ящиком «Для показаний прибора учета») необходимой информацией (№ лицевого счета, адрес, ФИО, показания электросчетчика, дата их списания) и опустить его в ящик, установленный «в местах, наиболее посещаемых гражданами». (В Ивановском районе и г. Иваново адреса этих ящиков неизвестны, а в Кохме наиболее людными местами оказались «Энергосетевая компания» и МФЦ).
Законодательством, подчеркивает «Энергосбыт», не предусмотрены какие-либо санкции, в том числе пени и штрафы, за несвоевременную передачу показаний приборов учета. Однако, если потребитель не передал показания своего прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца, начисления ему сделают исходя из среднегодовых показаний. По новым «Правилам <…>«, в случае непредставления сведений, а также в случае выхода из строя или утраты счетчика, расчет платы в течение 3-х месяцев производится исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый период. По истечении 3-х месяцев размер платы определяется на основе норматива потребления, утвержденного органами государственной власти субъектов федерации.
Опоздавший потребитель должен вписать в пустую клеточку «текущие показания счетчика» на квитанции показания своего счетчика, и в следующей квитанции ему, якобы, должны сделать перерасчет...
Домовой общак
Новые Правила вводят ряд существенных изменений и по оплате общедомовых нужд. Напомним, что по закону до 1 июля 2012 года все дома и квартиры должны были быть оборудованы счетчиками на все: свет, воду, тепло, - а до 1 января 2015 года и на газ (кроме случаев, прописанных в приказе Минрегионразвития №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета…», изданном в дополнение к 261-му федеральному закону и вступившим в силу с 1 сентября 2012 года). Если счетчиков нет, то ресурсоснабжающие организации установят их вам сами (причем, доступ в ваше жилище может и не потребоваться: например, энергетики говорят, что индивидуальные приборы «выносят» в коридор или - в случае частных домов - на уличный столб), а деньги с вас потом вычтут. А, к примеру, в случае со счетчиком тепловой энергии жильцам придется платить не только за сам прибор и его монтаж, но и погашать проценты по банковскому кредиту, взятому коммунальщиками.
При наличии общедомового прибора учета объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, будет теперь распределяться между всеми потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего им жилого и нежилого помещения (а не пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета и не по числу прописанных в квартире). При отсутствии прибора - по нормативу ОДН, который утверждается областными органами власти и зависит от технического состояния и степени благоустройства многоквартирного дома.
ОДН - Обдираловка Добросовестного Народа
Сумма ОДН получается путем вычитания из показателей общедомовых приборов суммы показателей, собранных со всех квартирных счетчиков. Полученный результат и есть общедомовые траты. А если не во всех квартирах есть счетчики? Тогда УК считает потраченные ресурсы исходя из нормативов потребления, которые в каждом регионе свои. Их утверждает правительство региона, в платежке эти цифры должны быть указаны. Причем нормативы для квартиры и для общих нужд - разные.
Ресурсоснабжающие организации настаивают на том, что потребители, не имеющие приборов учета, обязаны информировать исполнителя коммунальных услуг об изменении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. На деле происходит следующее: в квартирах, где прописан один человек, проживают ватаги студентов, гастарбайтеров и пр. Счетчики хозяевам квартиры - без надобности, проще заплатить по нормативу. Те, у кого установлены счетчики, тоже имеют возможность «экономить», вписывая показания «от фонаря», значительно занижая реальные показатели: все равно же не проверят.
Получается, что одни скрывают количество проживающих, другие - реальные показания счетчиков, а платят за них добропорядочные соседи. И теперь графа ОДН фигурирует не только в квитанциях за электроэнергию, но и за холодную и даже горячую воду. Если следовать лексическому значению аббревиатуры, то к ОДН эти общедомовые траты не имеют никакого отношения. Ну на какие, скажите, общедомовые нужды может идти, например, горячая вода? Это убытки ресурсоснабжающих организаций, которые они ловко повесили на своих потребителей. Однако все уже давно забыли (или сделали вид, что забыли), что в тариф уже заложены все расходы этих организаций. Таким же волшебным образом из оплаты за услуги управляющим компаниям исключены расходы на коммунальные ресурсы. Теперь мы платим только за содержание и обслуживание, а они на халяву пользуются для исполнения возложенных на них обязательствах по «ремонту» нашими ресурсами. За наш же счет. Слив воды, сварочные работы и пр.
Любопытно, что в случае временного отсутствия потребителя по месту жительства, он (потребитель - авт.) продолжает нести бремя содержания общедомового имущества. До вступления в силу Правил, можно было отвертеться, если предоставил справку, что летом жил на даче. Или лежал в больнице. Или был в командировке. С сентября - плати в любом случае!
Платить нельзя не платить!
И еще один интересный нюанс: если вы не пустили в дом сотрудника-контролера ресурсоснабжающей организации, то никаких повторных визитов, как было до недавнего времени, не будет. Вас автоматически переведут в разряд тех, у кого нет прибора. И начнут начислять по нормативу. Судя по всему, с 2013 года он будет такой, что владелец помещения без прибора разорится.
Если вы вдруг решите не платить, например, за электроэнергию (пусть, мол, докажут, что я именно столько «сжег»), это будет большая ошибка. Никто ничего доказывать отныне не обязан. Выждут 3 месяца неуплаты и ограничат квартиру в подаче света. Вплоть до полного ее отключения. Решений судов не нужно. И предупреждать заранее тоже не будут.
В случае выявления самовольного подключения или искажения работы прибора учета (речь - о воровстве энергии) расчет производится, исходя из суммарной мощности подключенного оборудования и его круглосуточной работы. Пересчитают все приборы (телевизор, лампочки, компьютер, холодильник, стиральную машину, утюг, хлебопечку, посудомойку и т.п.), умножат на суточную мощность и еще раз умножат на срок работы. На первый раз это, как правило, будет один месяц, в других случаях - до года.
Автор материала Надежда Павлова