Государственная Дума приняла в первом чтении закон «Об образовании». В качестве законопроекта он просуществовал рекордный срок – почти три года, неоднократно переписывался и переделывался. Первоначальная версия, опубликованная в 2010 году, вызвала волну негодования среди педагогов, поэтому в Министерстве образования предложили организовать общественные обсуждения. За это время было внесено множество предложений и поправок.
Сегодня мы подробнее расскажем о том, какие изменения ожидают общеобразовательную школу, а в ближайших номерах «ИГ» читайте подробнее о нововведениях в сфере дошкольного, профессионального и высшего образования.
Останется ли образование бесплатным?
Многие предложения были учтены, и это, очевидно, сподвигло министра образования Дмитрия Ливанова во всеуслышание назвать новый закон об образовании «совместным проектом народа и власти». Однако многие положения «совместного проекта» по-прежнему не устраивают ни педагогическую общественность, ни родителей, ни студентов. Тем не менее, существенных изменений законопроекта к второму и третьему чтению уже не предвидится – предполагается, что все возможные поправки будут носить лишь технический характер.
Зачем же потребовалось менять законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый закон? По мнению начальника департамента образования Ивановской области Наталии Бураковой, главная причина в том, что он был принят еще в 1992 году и просто перестал отвечать требованиям времени. За 20 лет текст закона «оброс» таким количеством поправок подзаконных актов, что его стало сложно читать.
Главный вопрос, который волнует всех без исключения: останется ли образование бесплатным? Когда речь идет о школе, можно безоговорочно ответить «да» (что касается дошкольного и высшего образования, здесь ситуация немного иная, но об этом мы поговорим позже). По словам Наталии Бураковой, количество часов, обязательных для освоения федерального государственного образовательного стандарта, не изменится. Однако школы получают широкие возможности для организации платных образовательных услуг. Предполагается, что они не должны навязываться родителям, но в России часто случаются «перегибы на местах».
Школа теперь перестанет называться «образовательным учреждением» и получит новое наименование - «образовательная организация». Это обобщенное понятие любой организации, основной деятельностью которой является предоставление образовательных услуг населению.
Положительные моменты
1. В новом законе четко прописано понятие «инклюзивное образование». То есть дети-инвалиды наряду со здоровыми сверстниками имеют право учиться в школе, а если у них нет возможности посещать занятия, то они могут получать дистанционное образование. Старый закон в принципе не запрещал детям с ограниченными возможностями учиться в школах, но и четко прописанного разрешения в нем также не было. Руководители учебных заведений часто действовали по своему усмотрению.
Наталия Буракова: «Ивановская область начала развивать дистанционную форму образования одной из первых в России. Многим регионам еще предстоит нарабатывать опыт в этой сфере, у нас же система дистанционного образования для детей-инвалидов уже создана и исправно работает».
2. Теперь законный статус приобрели альтернативные формы образования, например, семейное образование. Процесс обучения организуют сами родители в тесном сотрудничестве со школой (не путать с домашним обучением, когда учитель приходит к ребенку домой). Ребенку придется в этом случае сдавать экзамены за определенные классы, чтобы подтвердить свой уровень знаний.
Наталия Буракова: «Я думаю, форма семейного образования будет востребована в Ивановской области. У нас в регионе есть семьи, которые готовы обучать детей самостоятельно, как в городах, так и на селе. Особенно актуальна такая форма обучения в отдаленных районах, где дети проживают в небольших деревнях. Организовать для них подвоз в школу бывает проблематично, поэтому семейное образование в таких случаях было бы наилучшим выходом».
3. Педагоги, родители и учащиеся получают больше возможности влиять на внутренние образовательные процессы за счет создания общественных советов.
Наталия Буракова: «И в этом вопросе мы опережаем многие регионы России. В большинстве школ у нас уже работают общественные советы, в которые входят и родители, и сами ученики. Теперь наша главная задача – сделать их реальными участниками управления каждым образовательным учреждением, перенести этот опыт в детские сады и профессиональные учебные заведения».
4. Граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях, получат бюджетное финансирование.
Наталия Буракова: « В Ивановской области дети, которые учатся в негосударственных школах, получают бюджетное финансирование в рамках регионального закона, но теперь это положение законодательно закреплено на уровне федеральном».
Сомнительные моменты
1. Статья 91 нового закона фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы при этом будут утверждать религиозные организации. Сейчас «Основы религиоведения» изучают ученики 4-х классов, но курсы разрабатываются и для средней, и для старшей школы.
Анжелика Цепикова, мама четвероклассника: «Наши власти, когда им это удобно, называют государство светским, не разрешают носить в школе религиозные одежды, но при этом заставляют всех детей изучать основы религии. А если ребенок растет в семье атеистов? Мы, например, хотели, чтобы наш ребенок изучал в этом году «Основы светской этики», но в школе сказали, что большинство детей выбрали «Основы православия», для светской этики нет педагога, а предмет включен в учебный план и обязателен для посещения. Нам просто не оставили выбора».
2. Новый закон фактически упраздняет гимназии и лицеи. Если в законе 1992 года было сказано, что тип и вид образовательного учреждения определяет учредитель, то теперь это положение исчезло. Теперь в статье 23 «Типы образовательных организаций» их значится всего четыре: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная и высшая.
Преподаватель ивановского лицея № 33 (фамилию просил не упоминать): «Если упразднить школы повышенного статуса, то это отбросит российское образование на несколько лет назад. Ведь у нас учатся самые умные и талантливые дети. Нельзя же все школы причесать под одну гребенку!»
Отрицательные моменты
1. Школы больше не будут получать целевых субвенций. В новом законе слово «субвенция» заменено на «бюджетный трансферт».
Константин Иванов, заместитель председателя областной организации профсоюзов работников образования: «Субвенции, которые направлялись в муниципалитеты, были целевыми, то есть главы администраций просто не имели возможности потратить эти деньги на другие нужды. Теперь финансирование школ не будет целевым, и у руководителей может возникнуть соблазн потратить часть денег на другие нужды».
2. Для закрытия сельской школы или детского сада достаточно будет решения депутатов местного совета.
Константин Иванов: «Сейчас такие решения принимаются только на общем сходе жителей. Были примеры в Ивановской области, когда сходы накладывали вето и малокомплектные школы продолжали работать, хотя власти настаивали на закрытии. Но теперь мнение жителей учитываться не будет».
3. Педагоги сельских школ могут лишиться компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ.
Константин Иванов: «В старом законе четко прописывалось, что педагоги должны получать эти компенсации. Теперь же эти решения будут принимать сами регионы, и не всегда они будут в пользу учителей».
4. В новом законе так и не было закреплено положение о том, что зарплата педагогов должна быть не ниже средней по региону, хотя многие этого ждали.
Константин Иванов: «Есть, конечно, указ Президента на этот счет, но если бы эта норма была закреплена в законе, педагоги получили бы дополнительные гарантии своей финансовой стабильности».
Автор материала Дарья Бобровицкая