ИГ» уже писала, что с 10 сентября по понедельникам и средам перестанут ходить два пригородных пассажирских поезда: «Иваново – Александров» и «Александров – Иваново». Северная пригородная пассажирская компания пока не делает громких заявлений по поводу других направлений, но и они, не исключено, могут оказаться под угрозой.
Правительство заявляет о выполнении обязательств
«В результате возникшей дебиторской задолженности ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» перед Северной дирекцией моторвагонного подвижного состава отсутствует возможность выдачи подвижного состава и локомотивных бригад в заявленных перевозчиком объемах». Такую информацию распространила СППК в одном из своих последних пресс-релизов. В компании заявляют, что они выполняют все договорные обязательства по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении. Однако необходимых платежей компания не получает, накапливая тем самым задолженность за аренду и ремонт подвижного состава, а также по зарплате локомотивным бригадам. На сегодняшний день дебиторская задолженность СППК перед Северной дирекцией моторвагонного подвижного состава составляет более 110 миллионов рублей. Руководство СППК утверждает, что компания не может продолжать выполнять свои обязательства уже сегодня, тем не менее, общественный резонанс, который возник после распространения информации о сокращении пригородных поездов, заставляет компанию несколько притормозить процесс сокращения.
Из-за чего же возникла задолженность? Причин, по мнению руководства СППК, две. Во-первых, тарифы на пригородные перевозки экономически не обоснованы. По сути, население платит гроши по сравнению с реальными затратами компании. Можно, конечно, повысить плату за проезд, но глобальную проблему этим не решить. Ведь тариф нельзя поднять сразу в два раза – так и до социального взрыва недалеко. К тому же, пригородными направлениями пользуется большое количество льготников, компенсацию за их перевозку железнодорожникам платит областное правительство, а с ним у СППК регулярно возникают трения по финансовым вопросам. Собственно, нерегулярные поступления денежных средств из областного бюджета железнодорожники называют второй причиной кризиса пригородного направления.
Эти обвинения, мягко говоря, вызывают удивление у регионального правительства. Заместитель председателя правительства, руководитель комплекса развития инфраструктуры Александр Фомин заявил на одном из совещаний по данной проблеме, что все обязательства по договору с СППК выполняются исправно. Из 52 миллионов, которые областной бюджет должен выплатить железнодорожникам в 2012 году, 26 миллионов (сумма за первое полугодие) уже выплачена. Остальные средства будут перечислены до конца года. При этом фактические убытки компании, по оценке правительства, в первом полугодии составили 35 миллионов.
Из первых рук
Александр Фомин: «При отмене с 10 сентября 2012 года пригородных поездов «Иваново - Юрьев-Польский – Александров» ОАО «Северная пригородная пассажирская компания нарушит условия договора. Поэтому правительство Ивановской области приняло решение обратиться в прокуратуру и арбитражный суд для вынесения соответствующего решения».
Сокращение поездов может ударить и по самим железнодорожникам
Но перевозчиков самих можно считать заложниками этой непростой ситуации.
- Поймите правильно, мы рады были бы сохранить сеть пригородных поездов, так как понимаем, что эти направления пользуются огромной популярностью среди населения, - говорит начальник Северного участка производства СППК Александр Комаров. – Меры по сокращению вынужденные, ведь оно рикошетом ударит и по сотрудникам компании – машинистам, кассирам, ремонтным рабочим, которые могут лишиться рабочих мест…
Поэтому с 3 сентября СППК организовало общественные приемные на вокзалах, входящих в структуру компании, в том числе и в Иванове. Молодые люди, студенты ивановских вузов, одетые в бело-красные футболки, предлагают людям поставить подписи в защиту пригородных поездов.
- Буквально за пару часов 3 сентября мы собрали уже 200 подписей, - говорит одна из организаторов, специалист отдела корпоративных коммуникаций ОАО «СППК» Светлана Леванова. - Мы даже не ожидали, что будет такой ажиотаж. Люди разных возрастов и профессий ставят свои подписи, так как знают, что если не они сами, то их друзья или родственники пользуются пригородными поездами…
Марина Киселева тоже поставила свою подпись под обращением к министру финансов и губернатору Михаилу Меню. Женщина регулярно пользуется этим поездом. Когда Марина пришла на вокзал за билетом и увидела объявление об отмене поездов в этом направлении, то была шокирована. Женщина рассказала, что регулярно ездит до Петровского, примерно три раза в неделю.
- Для меня это будет настоящей катастрофой, не знаю, что я буду делать. Ведь до Петровского автобусы не ходят, придется добираться до Гаврилова Посада, а оттуда автобусом. И по времени, и по затратам это совершенно невыгодно, - посетовала женщина.
До Юрьев-Польского придется добираться не менее 5 часов
Сократив поезда, следующие во Владимирскую область, железнодорожники пошли по выгодному для себя, но крайне неудобному для населения пути. Добраться напрямую из Иванова до Юрьев-Польского, Кольчугина, Александрова и других городов и населенных пунктов Владимирской области кроме как поездом невозможно. Людям, очевидно, придется ехать на автобусе до Владимира, а потом с пересадкой на другой автобус – до места назначения. Постоянный пассажир этого поезда Ольга Баранова уже подсчитала, за какое время она сможет добираться до Кольчугино, где живет ее пожилая мама.
- Я проштудировала расписания нашего и владимирского автовокзалов и пришла к выводу, что до Кольчугина я буду добираться примерно 6 часов, до Юрьев-Польского мне потребовалось бы 5 часов, а до Александрова – все 7, - говорит она.
Другие пригородные направления в плане транспортной альтернативы менее проблематичны. В Кинешму каждые полчаса с ивановского автовокзала отправляются автобусы. Без проблем можно уехать и в Ярославль.
Ольгу Баранову не утешает тот факт, что пока поезда отменили лишь по понедельникам и средам. Она уверена, что продолжение этой «истории» еще последует.
Справка «ИГ»
И еще один болезненный удар ожидает пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. Сейчас на уровне правительства России обсуждается вопрос об отмене льгот учащимся школ и студентам. Уже с 2013 года, возможно, они будут платить в два раза больше, чем сейчас. Поэтому людей, которые оставляли подписи в поддержку пригородных поездов, также просили высказаться за сохранение льгот для школьников и студентов.