Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта. Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
Восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
Во исполнение указанного Закона приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации «О создании следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, утверждения его структуры и штата» от 15 января 2011 года было создано следственное управление по Ивановской области общей штатной численностью 161 сотрудник.
За первый год своей деятельности следователями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области было возбуждено 1067 уголовных дел, из которых направлено на рассмотрение в суд 706 уголовных дел. Большинство расследуемых дел – уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. В истекшем году следователями окончено производство по уголовным делам (предварительные данные по итогам работы за год): об убийствах и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего – 134; о коррупционных преступлениях – 75; о преступлениях в отношении несовершеннолетних – 38 (из них, в частности: об убийствах – 6, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего – 1; о незаконном лишении свободы – 3; об изнасиловании – 1; насильственных действиях сексуального характера – 6; о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратных действиях - 8; о преступлениях против конституционных прав и свобод человека – 135.
Кроме указанного, в 2010 году следователями раскрыто 35 преступлений прошлых лет, из которых 18 преступлений – тяжкие и особо тяжкие, в частности: 5 – об убийствах, 1 - умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, 3 – об изнасилованиях; 2 – о насильственных действиях сексуального характера. Следует отметить, что за 2010 год было раскрыто 30 преступлений прошлых лет.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.
Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства строится на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.