В связи с предстоящими выборами по домам жителей г. Иваново ходят странные визитеры.
Еще один симптом выборов - так называемая «предвыборная перепись». Некие люди, которые не могут предъявить никаких документов, ходят по квартирам ивановцев и просят уточнить, пойдут ли избиратели голосовать. Сведения о таких «ходоках» появляются из разных иточников. Таинственная незнакомка постучала в дверь Татьяны Николаевны Галинской под вечер, ближе к ужину. Хозяйка, как и положено, была на кухне. И ответ гостьи на вопрос о цели визита показался естественным: что, мол, я из администрации, по поводу выборов. Смутило другое: в руках у дамы были списки людей, которые проживают в доме. На просьбу показать документы женщина достала некую явно самодельную лацкарту с мелкими буковками. А все, что ей нужно было знать - ходят ли здесь на выборы. В администрации на резонные вопросы Татьяны Николаевны дали пояснение: удостоверения имеют красный цвет. В облизбиркоме успокаивают, да такие ходоки могут быть. По словам его председателя Виктора Смирнова, до 4 декабря главы местных администраций должны уточнить сведения, содержащиеся в государственном регистре избирателей. Процедуры этого уточнения закон не регламентирует. Так что может использоваться и метод поквартирного обхода. Главное, чтоб удостоверения были в порядке. Но панические версии в народе хождение имеют. Потому что непонятно, зачем знать - пойдет человек на выборы, или нет. Эта информация может потребоваться в самом распространенном выборном мошенничестве - вбросе бюллетеней с галочками в нужном квадратике. Но, украв чей-то голос, нужно поставить отметку в ведомости выдачи бюллетеней. Для этого нужно знать, пойдет человек на выборы или нет.
(http://ivanovonews.ru/lenta.jsp?id=29525&skip=0)
Комментарий А.Бузина, руководителя отдела мониторинга выборов ассоциации «ГОЛОС»
Избирательное законодательство предусматривает уточнение списка избирателей силами участковых избирательных комиссий. При этом оно в определенной степени регулирует как сроки уточнения, так и порядок уточнения списков. То, что происходит в Иваново, не соответствует закону, более того, описанные действия скорее противоречат ему.
Составление и уточнение списка избирателей регламентируется статьями 16 и 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ссылки даны именно на этот закон). Список избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации составляется территориальной комиссией в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом (п.7 ст.17).
Не позднее, чем за 20 дней до дня голосования список избирателей передается в соответствующую участковую избирательную комиссию (УИК), которая обязана произвести его уточнение. На практике список избирателей передается в УИК именно за 20 дней (13 ноября 2011). К тому же, сами участковые комиссии не могут быть сформированы ранее, чем за 30 дней до дня голосования (3 ноября 2011). Поэтому, ни о каком предусмотренном избирательном законом «уточнении списка» со стороны избирательных комиссий сейчас речь идти не может.
Формирование и составление списка избирателей действительно может производиться сейчас, но российское законодательство предусматривает составление такого списка избирательными комиссиями на основании официальных данных, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации (исключения составляют воинские части и места пребывания граждан за рубежом). В его распоряжении находятся сведения о гражданах, зарегистрированных по месту пребывания органами регистрации, а также сведения об изменении данных граждан, предоставляемыми ЗАГСами, военкоматами и т.д. Поквартирный обход для уточнения места пребывания граждан с целью уточнения формирования избирателей законодательством не предусмотрен. Факт пребывания по месту жительства устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.2 и п.4 ст.16).
Опросы не могут быть основанием для исключения или включения избирателя в список избирателей, поскольку таковое может быть произведено только на основании официального документа.
С другой стороны, при рассмотрении законности рассматриваемых действий (обхода, опроса) следует учитывать следующее.
Первое. Конституция Российской Федерации предусматривает неприкосновенность жилища (статья 25). Любой гражданин имеет право не впускать в свое жилище и не открывать дверь любому лицу, не предъявившему соответствующее судебное постановление.
Второе. Важнейшими принципами российских выборов является добровольность участия в них и тайна голосования (статья 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Любые вопросы, связанные с желанием или нежеланием участвовать в выборах, с избирательными предпочтениями могут рассматриваться как незаконные. С учетом невысокого уровня правовых знаний российских граждан, такие вопросы могут также рассматриваться как агитационные, направленные на достижение определенного результата на выборах.
Третье. Информация, полученная в результате таких опросов, может быть использована с целью искажения итогов голосования. Она может быть использована для искусственного повышения показателя явки (косвенно влияющего и на распределение голосов), а также для прямых фальсификаций в форме голосования за лиц, не участвующих в выборах.
В связи с изложенным полагаю, что действия, упомянутые в сообщениях из Иваново являются противозаконными и нарушающими законодательство Российской Федерации. Инициировавшие и совершившие данные действия лица, учитывая массовое нарушение прав граждан, должны быть привлечены к ответственности по статье 141, часть 1 УК РФ, а, возможно, и по статье 141, часть 2, пункт б) УК РФ.