Более 70 работ современных итальянских художников предстали в Ивановском художественном музее на выставке «Roma punto uno». До сегодняшнего дня экспозиция побывала в нескольких столицах мира, где современным искусством уже никого не увидишь. А вот в провинции интерес к нему высок, и уже сегодня выставка вызвала неоднозначную реакцию ивановцев.
«Roma punto uno» - или по-русски - отправной пункт. Что стало отправным пунктом - стандартный формат 18 на 24 сантиметра, который вошел в обиход со времен Средневековья, или тема Вечного города, - известно только авторам работ. Выставка была «заказана» одним из музеев. И как ни странно, на такой заказ откликнулось более 70 человек. Мастера в разных жанрах и техниках создали свой образ вечного города, по словам главного организатора выставки - непредсказуемый и яркий.
«Рим как город, его невозможно выразить в каких-то произведениях. Поэтому художники, они выражают свое виденье Рима, свое отношение к Риму. И именно в этом состоит специфичность выставки», - сказал советник по культуре Посольства Италии Альберто Ди Мауро.
Здесь не найдешь чего-то цельного: фрагментарность, отрывочность, недосказанность. Излюбленная форма работ - триптих. По мнению некоторых посетителей, авторы, таким образом, решили увеличить стандартный формат 18 на 24. Но другие указывают на работу «Вера». В ней триптих, по замыслу, призван раскрыть идею автора. Разнообразие материалов пришедших не удивляет, даже при условии редкого экспонирования современных творений в Иванове. Разве, что «Курильщики», целиком сделанные из жевательной резинки. Удивляют микротемы. Фашизм, религия и очень много секса. Вечный город некоторых не впечатлил, а огорчил.
«Сейчас мы как бы побывали в Италии. И вы знаете, такое какое-то очень странное ощущение. Я очень много хожу по выставкам, и знаете, ощущение такое щемящее. Потому что вот в этой аскетичности, в этой раскадровке всего, в разбитой на маленькие такие какие-то ячейки, и во всем этом говорится о том, что современному художнику в Европе не очень-то уютно», - сказала Ольга Шишкина.
Откровенные краски, неожиданные ракурсы в фотографиях, опыты с электричеством. В работах итальянцев очень много традиционной для этой нации яркости и эмоциональности. Но кто-то в зале все же произнес: король, несмотря на все его регалии, оказался голым. С этим согласились даже искусствоведы.
«Мне кажется, что люди, занимающиеся современным искусством, вряд ли найдут что-то принципиально новое на этой выставке, но то, что она сейчас в Иванове - это очень хорошо», - сказал доцент кафедру философии ИвГУ Михаил Тимофеев.
Все познается в сравнении, поэтому у выставки есть неопровержимое достоинство. После ее посещения, многие жители Иванова по-другому взглянули на творчество своих земляков, и даже предлагают отправить их работы в Италию, чтобы итальянцы поучились.