Недавно областная жилищная инспекция потребовала перевести все лифты на круглосуточный режим работы. Такое решение было неожиданным не только для коммунальщиков, но и для самих жителей многоэтажек. С той лишь разницей, что для первых «сюрприз» оказался неприятным, а для вторых - желанным. Подробнее рассказать о ситуации мы попросили главного жилищного инспектора Ивановской области Михаила Затравкина.
- Михаил Владимирович, как же так случилось, что долгое время мы, потребители, не знали о своем праве пользоваться лифтом не только днем, но и ночью? Кто ввел народ в заблуждение?
- Здесь есть небольшая претензия и к самим гражданам. Когда установили ограничения на пользование лифтом, никто не задался вопросом, а почему собственно? А МПЖХ и другие обслуживающие организации просто сделали так, как им удобно. Сейчас коммунальщики говорят о том, что в плату за лифт заложено ограниченное время. Однако, например, в тех домах, где проживает высокое начальство, лифт работает круглосуточно. Платят же все одинаково. Согласно Жилищному кодексу, лифт является общим имуществом собственников в многоквартирном доме, и только они имеют право устанавливать порядок его работы.
- Получается, что долгое время жители многоэтажек переплачивали за пользование лифтом и, стало быть, вправе потребовать перерасчета?
- Все перерасчеты задним числом возможны только в судебном порядке. Но суд предпочитает работать с документами. Боюсь, что одних свидетельских показаний будет недостаточно, тем более если обслуживающая организация займет противоположную позицию. Поэтому, на мой взгляд, сейчас нужно начинать с самого начала. В каждом многоквартирном доме есть активные люди. Они могут составить акт о том, в какое время лифт не работал, затем собрать подписи других жильцов. Если будет два-три таких акта, то можно обратиться в суд. Можно также прийти с этими актами в жилищную инспекцию или в департамент ЖКХ и благоустройства. Если простой лифта был связан с несвоевременными ремонтными работами или его отключили, потому что так удобно обслуживающей организации, эти ведомства могут обязать сделать перерасчет. В соответствии с правилами, утвержденными Госстроем, если лифт не работал определенное количество часов, полагается скидка с оплаты. Например, если лифт не работал суммарно более 10 дней в месяц, можно вообще не оплачивать эту услугу.
- А как вы оцениваете общее техническое состояние лифтов? Готовы ли они к круглосуточной эксплуатации?
- Я не считаю, что в Иванове критическое состояние лифтов, и если пользоваться ими в круглосуточном режиме, то они непременно сломаются. Более того, насколько мне известно, поломка любой аппаратуры происходит обычно во время ее включения и выключения.
Подготовила Алла Тарасова
КСТАТИ
Из приказа Госстроя от 30 июня 1999 г., №158 «Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в РФ»:
«Заказчик вправе уменьшить сумму месячного платежа за каждый неработающий лифт по вине Подрядчика в размере:
- на 5% за каждый день простоя продолжительностью от одного до десяти дней;
- на 10% в случае суммарного простоя лифта продолжительностью 24 часа в течение месяца;
- на 100% в случае простоя более 10 дней в течение месяца».
Хронометр