Для решения вопросов гражданской обороны требуются административные и финансовые ресурсы
Депутатские слушания в Ивановской областной думе 24 октября на тему «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Ивановской области», в которых приняли участие представители законодательной и исполнительной власти области, руководители Главного управления МЧС России по Ивановской области, главы муниципальных районов и сельских поселений, начальники штабов ГО и ЧС муниципальных районов, представители общественности, по словам заместителя председателя областного парламента Андрея Мухопада, были вызваны большой социальной значимостью вопросов защиты населения нашего региона от чрезвычайных ситуаций, цена которым — человеческие жизни и многомиллионный материальный урон.
«Мы живем в сложное, стремительно меняющееся время, — подчеркнул Андрей Мухопад. — Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, им ответствуют новые доктрины, впитавшие в себя новое состояние нашей страны, особенности современной международной политики, экологические проблемы. Сегодня для успешного решения вопросов гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, предупреждения и ликвидации экологических катастроф, одного только профессионализма и энтузиазма сотрудников МЧС явно недостаточно. Нужны серьезные административные и финансовые ресурсы».
Чтобы услышали
Как отметил начальник главного управления МЧС России по Ивановской области Иван Волков, выделение средств из областного бюджета будет необходимо при принятии целевой программы по реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (ТАСЦО). Нынешняя система, смонтированная еще в 80-е годы прошлого века, обеспечивает очень низкий охват населения региона средствами оповещения, особенно на селе. Но в области 132 потенциально опасных объекта, аварии на которых могут привести к серьезному материальному ущербу и человеческим жертвам. Распоряжением правительства РФ органам госвласти предписано до 2010 года провести реконструкцию ТАСЦО. ГУ МЧС России по Ивановской области подготовлен проект направленной на это целевой программы, на первый год финансирования которой необходимо выделение 2 900 тысяч рублей.
Кто отвечает за убежища?
Из всех убежищ в области предъявляемым требованиям отвечает лишь 31%, из всех противорадиационных укрытий — 26%. Отсутствуют лица и организации, ответственные за их содержание. Между тем в Московской области их ремонт и обслуживание осуществляет специальное пуско-наладочное предприятие, учредителем которой является областное правительство, из бюджета региона выделяются средства для поддержания коллективных средств защиты. «Данный вариант решения вопроса возможен и на территории нашей области, — замечает Иван Волков. — Предлагаем разработать целевую программу на несколько лет, предусматривающую поэтапное финансирование».
251 миллион на противогазы
По словам И. Волкова, в течение двух лет закончатся сроки хранения у 10% имеющихся в области средств индивидуальной защиты (СИЗ), через три года — у 15%. На данный момент требуется приобретение 270 тысяч противогазов, и на это нужно 251 млн. рублей. Для организации обеспечения населения СИЗ необходимо принятие еще одной областной целевой программы. Для дальнейшего обновления имеющихся противогазов требуется 25 млн. рублей в год.
На территории региона размещаются 29 предприятий, использующих в своем производстве химически опасные вещества. Общая площадь заражения местности ими в случае чрезвычайной ситуации может составить 6 000 кв. км с населением 720 тысяч человек. При возникновении аварии на любом из объектов в радиусе 2,5 км не будет времени на обеспечение населения средствами защиты. Поэтому необходимо обеспечивать ими людей заблаговременно, с условием хранения СИЗ в домах.
О необходимости создания дежурно-диспетчерских служб
Среди проблемных вопросов, которые следует решать муниципалитетам, руководство регионального ГУ МЧС видит создание резервов финансовых и материальных ресурсов, которые должны закладываться в бюджеты заблаговременно (3-4% от их расходной части), чтобы экстренно привлечь необходимые средства для ликвидации ЧС; создание в муниципиях дежурно-диспетчерских служб (ДДС), задача которых — оперативный прием информации о возможных ЧС и своевременное реагирование на них (затраты на создание ДДС — около 250 тысяч рублей, на их содержание — 160 тысяч рублей в год); подготовку и обучение должностных лиц и неработающего населения. «Нужно создать дополнительно не менее трех муниципальных курсов гражданской обороны в Вичуге, Тейкове, Фурманове. На создание курсов потребуется в год около 1,5 млн. рублей, на их содержание — около 4,5 миллиона, на обучение должностных лиц — около 600 млн. рублей», — сообщил полковник Волков.
Пост для спасения
Представители регионального управления МЧС также полагают, что следует предусмотреть в бюджетах органов местного самоуправления средства на содержание временных (середины мая по начало сентября) постов для спасения граждан на водных объектах. По их расчетам, требуется дополнительно 15 таких постов, расходы на один пост составят 60 тысяч рублей в год на зарплату и 30 тысяч на оборудование.
Тысяче людей — одного пожарного
За 9 месяцев текущего года на территории области произошло 1 472 пожара, в которых погибли 117 человек. Ущерб от пожаров — 60 млн. 836 тысяч рублей. А за весь 2005 год в области зафиксировано 2 297 пожаров, унесших жизни 199 человек, прямой ущерб от стихии составил 75 млн. 637 тысяч рублей.
«За счет создания единой дежурно-диспетчерской службы «01», повысилась эффективность реагирования на сообщения о чрезвычайных ситуациях и авариях, — высказал свое мнение заместитель председателя комитета областной думы по государственному устройству, законности, правопорядку и защите прав граждан Борис Чудецкий. — Результатом целенаправленной деятельности стало постепенное снижение количества пожаров и гибели людей на них, сокращение сумм материального ущерба, улучшение противопожарной безопасности учреждений образования. Но в области подразделений противопожарной охраны, а также техники для борьбы с пожарами катастрофически не хватает. Особенно остро эти проблемы стоят в муниципальных образованиях».
В муниципиях, по словам Волкова, один пожарный приходится на тысячу жителей, но, по проведенным ВНИИ ГОЧС исследованиям, численность муниципальной пожарной охраны должна состоять из расчета один пожарный на 650 человек.
Чтобы изменить эту картину, нужна разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, считают в ГУ МЧС РФ по Ивановской области. Требуется создание в МО еще 127 добровольных пожарных дружин (ДПО), имеющих на вооружении пожарную технику. Иван Волков предлагает в муниципальных образованиях, где необходимо создание ДПО, ввести ставку одного пожарного (затраты на его содержание составят в среднем 36 тысяч рублей в год), а также предусмотреть закупку одной пожарной мотопомпы и обеспечить ее вывоз к месту пожара техникой, приспособленной для пожаротушения. Это позволит сдерживать развитие пожара до прибытия спецподразделений пожарной охраны. Примеры эффективной работы ДПО есть. Например, в Лежневском районе.
За спасение людей — прожиточный минимум
Полковник Волков озвучил еще одну проблему. Зарплата пожарного сегодня составляет… 3 тысячи рублей! И это притом, что к его здоровью предъявляются огромные требования, он должен содержать семью.
Постановления есть. Нужны активные действия
«Только с учетом приложения совместных усилий депутатского корпуса, областного правительства, подразделений МЧС возможно значительно повысить уровень безопасности нашего населения», — заключил Иван Волков.
Заместитель председателя комитета по государственному устройству, законности, правопорядку и защите прав граждан Виктор Слезин обратил внимание на то, что при выделении средств на безопасность из далеко не богатого бюджета следует определять наиболее приоритетные направления и финансировать в первую очередь их, например, предупреждение пожаров в учебных заведениях и детских дошкольных учреждениях. «Вы просите деньги на противогазы, а почему не на более необходимую вещь — на вертолет? — спрашивал депутат. — С ним вы, наверное, могли бы реагировать на ЧС гораздо оперативнее».
«Вам нужны деньги на противопожарную безопасность? — обратился к представителям МЧС председатель комитета Александр Ахлюстин. — Но ведь есть три программы, утвержденные постановлением областного правительства. Первое — «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность и защита населения на 2006 — 2008 годы». Второе — «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения в Ивановской области на 2007 — 2009 годы». Третье — «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность образовательных учреждений в Ивановской области на 2006 — 2008 годы», У нас имеется 21 постановление и распоряжение губернатора, касающееся деятельности ГУ МЧС России по Ивановской области. Документов много, законодательная база есть. Почему дело не сдвигается с мертвой точки? Если программа подписана губернатором, утверждена областной думой, она должна неукоснительно соблюдаться и финансироваться в полном объеме. И ни при каких обстоятельствах никем не урезаться».
Участники слушаний рекомендуют
Заслушав и обсудив доклад начальника ГУ МЧС РФ по Ивановской области, участники депутатских слушаний рекомендовали Ивоблдуме оказать содействие органам местного самоуправления в решениях вопросов предупреждения и ликвидации ЧС в части выделения средств на указанные цели и при рассмотрении проекта и принятии закона об областном бюджете на 2007 год предусмотреть финансирование реконструкции территориальной автоматизированной системы оповещения Ивановской области.