На очередном заседании Правительства Ивановской области 7 февраля 2006 года будет рассматриваться вопрос «О концепции проекта закона Ивановской области «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области». Концепция подготовлена во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995г. № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07. 2005 г. №102-ФЗ). В законе определены полномочия и права субъекта РФ по определению порядка лицензирования, выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации лицензий.
В настоящее время в Ивановской области лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляют органы местного самоуправления. Проверки показали, что контроль за исполнением порядка лицензирования и норм федерального законодательства не эффективен. Лицензии выдавались в учебные и лечебно-профилактические заведения, в павильоны без ограничения крепости алкогольной продукции. Допускались многочисленные нарушения в оформлении лицензий. Контроль за лицензиатами осуществлялся недостаточно эффективно. Слабо применялась практика аннулирования лицензий через суд. В 2004 году, например, на территории области приостанавливалось действие 17 лицензий, аннулированы через суд 4, в 2005 году – приостанавливались всего 3 лицензии и переданы материалы в суд на аннулирование двух.
Выполнение функций по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции единым уполномоченным органом позволит сконцентрировать работу по выдаче лицензий, ведению их реестра, иметь полную базу данных в этой сфере. Кроме того, лицензии, выданные уполномоченным органом, будут действительны на территории всей области, а при наличии соглашения с другими регионами – и на их территориях. При этом органы местного самоуправления, освободившись от этих функций, не будут устранены от участия в процессе лицензирования.
Изучение опыта соседних регионов показывает, что из 18 субъектов ЦФО в 11 регионах лицензирование розничной продажи осуществляют органы государственной исполнительной власти субъекта РФ, в остальных семи областях передача им полномочий планируется в 2006 году.
С введением декларирования розничной продажи алкогольной продукции, на лицензирующий орган будут возложены функции по сбору и обработке деклараций. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукции имеют более 1600 организаций и индивидуальных предпринимателей, а розничную продажу этой продукции осуществляют около 2800 предприятий торговли и общественного питания. Специалисты Департамента экономического развития и торговли области считают целесообразным осуществлять учет розничного оборота алкогольной продукции на уровне исполнительной власти в едином централизованном органе.
Лицензирование будет осуществляться на платной основе. Планируется установить следующие размеры сборов и платежей в областной бюджет: за выдачу и продление лицензии – 10 тыс. рублей за весь срок действия лицензии (в настоящее время – 1 тыс. руб.), за переоформление лицензии – 1 тыс. рублей (сейчас – столько же), за рассмотрение заявления – 500 рублей (сейчас – 300 руб.). Увеличение размера лицензионного сбора вызвано изменением срока действия лицензии. Ранее лицензии выдавались на 3 года, после 1 января 2006 года – на срок до 5 лет.
Увеличение лицензионного сбора планируется и в соседних регионах. 10 тысяч он будет составлять в Ярославской, Белгородской, Брянской и Рязанской областях, в Костромской и Владимирской – 5 тысяч, в Калужской – 15 тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом, с 1 июля текущего года розничную продажу алкогольной продукции будут осуществлять только организации, индивидуальным предпринимателям лицензии выдаваться не будут. Минимальный размер уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) предлагается установить дифференцированно, в зависимости от численности жителей населенного пункта, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Введение дифференцированного размера уставного капитала направлено на ликвидацию неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов.
Принятие данного закона будет способствовать упорядочению оборота алкогольной продукции в розничной сети, созданию единого реестра лицензий, повышению эффективности государственного контроля за лицензиатами и снижению правонарушений на алкогольном рынке. Планируемые поступления от лицензионных сборов в областной бюджет составят в 2006 году примерно 9 миллионов рублей.