Проверка исполнения законодательства о защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведенная по указанию Генеральной прокуратуры России в 32 субъектах Федерации выявила, что в ряде регионов права детей и молодежи серьезно нарушаются.
В частности, по данным Генпрокуратуры, недостатки обнаружены в нормотворческой деятельности субъектов Федерации. Распространены случаи несоответствия федеральному законодательству принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, затрагивающих интересы несовершеннолетних.
В основном это касается нарушения порядка и размера выплаты опекунских пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.92 ? 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Нередко органы государственной власти принимают незаконные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования и досуга детей (Республика Тыва, Приморский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Псковская, Читинская области, г.Санкт-Петербург, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). Незаконные правовые акты по протестам и искам прокуроров отменены.
В настоящее время почти во всех субъектах Федерации разработаны и реализуются программы, направленные на поддержку детства, прежде всего детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако они реализуются медленно, не обеспечены достаточным финансированием, зачастую с нарушением целевого принципа расходования средств (Республики Бурятия, Тыва, Алтайский, Краснодарский, Приморский края, Оренбургская, Иркутская области).
Серьезную обеспокоенность представителей Генеральной прокуратуры вызывает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатах. Проверка показала, что требования Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановления Правительства РФ от 20.06.92 ? 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о надлежащем финансировании учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повсеместно не выполняются.
При формировании бюджетов городов и районов денежные суммы на финансирование этих учреждений планируются значительно ниже необходимых, зачастую поступают не в полном объеме.
Ненадлежащее финансирование учреждений для детей интернатного типа выявлено в Республиках Тыва, Коми, Алтайском крае, Астраханской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Тюменской, Читинской областях, г.Санкт-Петербурге, Агинском Бурятском автономном округе.
Отсутствовало надлежащее финансирование на мягкий инвентарь, одежду, обувь в интернатах республик Бурятия, Коми, Тыва, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Курганской, Рязанской, Саратовской, Читинской областей, г.Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского автономного округа.
В образовательных учреждениях ряда регионов имеют место нарушения ст. 51 Закона "Об образовании" и ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и создании для обучающихся и воспитанников условий, гарантирующих охрану здоровья и медицинское обслуживание.
В Чукотском автономном округе подавляющее большинство образовательных учреждений не имеет достаточной материальной базы для оказания первой медицинской помощи. Сроки и порядок проведения профилактических медицинских осмотров не соблюдаются годами. Особенно тревожное положение сложилось в сельской местности, где лечение детей осуществляют фельдшеры. В отдельных селениях Провиденского, Шмидтовского, Чукотского районов, в которых их нет, родители лечат детей самостоятельно. Из-за отсутствия транспорта медицинские работники не имеют возможности туда выехать, а родители вынуждены отказываться от квалифицированной медицинской консультации в окружном центре, т.к. не в состоянии оплатить транспортные расходы.
В образовательных учреждениях республик Башкортостан, Коми, Тыва, Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г.Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского и Чукотского автономных округов выявлены серьезные нарушения Федерального закона "О пожарной безопасности".
В Калининградской области при проведении проверки исполнения законов о пожарной безопасности в образовательных учреждениях по инициативе прокуроров более 75 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, почти 200 объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона.
В Республике Коми во многих школах, дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, где предусмотрено ночное пребывание детей, на окнах имеются глухие металлические решетки (города Печора и Сыктывкар, Усть-Куломский, Вуктыльский районы). Здания учебных заведений Ижемского района в основном ветхие, старые, электропроводка в них не менялась 20-30 лет. По причине отсутствия заключений противопожарных служб многие дошкольные образовательные учреждения до настоящего времени не получили лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм были допущены в детских учреждениях республик Башкортостан, Коми, Тыва, Алтайского, Краснодарского краев, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г.Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского, Таймырского, Усть-Ордынского Бурятского автономных округов и других регионов.
Факты жестокого обращения педагогов с несовершеннолетними в общеобразовательных учреждениях выявлены прокурорами в республиках Бурятия, Коми, Тыва, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Рязанской областях, в г.Санкт-Петербурге, Агинском Бурятском, Чукотском, Коми Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском автономных округах.
Несмотря на расширение сети реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних, число их явно недостаточно в условиях, когда ежегодно растет количество лиц, нуждающихся в их помощи.
Администрациями муниципальных образований не принимаются меры для их открытия из-за отсутствия финансовых ресурсов. Почти в половине городов и районов Республики Башкортостан нет учреждений для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Переполнены приюты в Тюменской области. Мало учреждений социальной защиты в Приморском крае, Астраханской, Владимирской, Псковской, Рязанской областях, г. Санкт-Петербурге, Таймырском автономном округе.
Не исполняется должным образом законодательство об охране жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Количество выделяемого жилья и средств на его приобретение из бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления не соответствует масштабам проблемы.
Субъекты Федерации крайне редко предоставляют выпускникам детских сиротских учреждений целевые безвозвратные ссуды на приобретение жилья. В Республике Башкортостан, Приморском крае, Коми-Пермяцком автономном округе выделение таких ссуд в бюджетах даже не предусматривалось.
Выпускники сиротских учреждений годами стоят в очереди на получение жилья, обеспечиваются не благоустроенными жилыми помещениями, а местами в общежитиях, маневренном фонде или вынуждены проживать у родственников и знакомых.
В нарушение требований ст. 122 Семейного кодекса РФ отсутствует должное взаимодействие администраций образовательных учреждений с органами опеки и попечительства, органами соцзащиты населения, в результате чего дети, оставшиеся без попечения родителей, длительное время находятся в социально опасном положении без необходимой помощи.
Материалы проверок свидетельствуют о том, что в нарушение ст. 14 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положения о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23.07.96 ? 378, территориальные органы образования и образовательные учреждения не всегда проводили служебные расследования по фактам получения обучающимися травм, обнаружения признаков насилия, суицидальных попыток, не вели учет травматизма детей.
В нарушение ст.38 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и совместного приказа Минздрава и МВД России от 09.01.98 N4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел РФ при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера" имеют место случаи несвоевременного сообщения и непередачи в органы внутренних дел сведений о доставлении (обращении) подростков в лечебные учреждения с телесными повреждениями или отравлениями (республики Башкортостан, Бурятия и Коми, Алтайский и Краснодарский края, Астраханская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Нижегородская, Псковская, Оренбургская, Орловская, Рязанская, Тюменская области, г.Санкт-Петербург, Коми-Пермяцкий автономный округ).
В 2002-2003 гг. Кяхтинским РОВД Республики Бурятия по вине работников лечебных учреждений не зарегистрировано 89 фактов обращения несовершеннолетних с травмами и отравлениями различной степени тяжести, в РОВД Джидинского района - 36.
В ходе проверок выявлены также серьезные недостатки в работе органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В большинстве регионов прокурорами отмечены формализм, волокита, а нередко - прямое неисполнение служебных обязанностей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе органов внутренних дел, в первую очередь подразделений по делам несовершеннолетних.
В органах внутренних дел не налажен своевременный и качественный внутриведомственный обмен информацией о подростках-правонарушителях и родителях, не исполняющих обязанности по их воспитанию, оказывающих на них отрицательное воздействие своим поведением, образом жизни (Краснодарский край, Мурманская, Оренбургская области, Чукотский автономный округ).
Качество расследования преступлений данной категории остается крайне низким. Зачастую не устанавливаются способы и обстоятельства вовлечения несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность, не уделяется должного внимания сбору доказательств, подтверждающих последнее.
Результатом подобного отношения к служебным обязанностям явилось то, что по большинству возбужденных дел уголовное преследование прекращено. В ходе судебного рассмотрения обвинение по ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) не нашло своего подтверждения по 50% уголовных дел в связи с недоказанностью факта обмана, обещания, угрозы и других способов физического или психического воздействия на несовершеннолетнего (Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Нижегородская, Оренбургская области, Агинский Бурятский автономный округ).
В Российской Федерации на протяжении последних лет ежегодно более 40 тыс. несовершеннолетних становятся потерпевшими от преступлений, сопряженных с насильственными действиями.
При установлении по уголовным делам обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, следователи и дознаватели не используют в полной мере полномочий, предоставленных ч.2 ст. 158 УПК РФ, по внесению соответствующих представлений. В Приморском крае они внесены менее чем по десятой части уголовных дел данной категории, направленных в суд. Представления зачастую носили формальный характер, в результате чего их профилактическая ценность и эффективность невелика. В Калининградской области представления внесены по одной третьей части дел. В связи с выявленными нарушениями прокурорами внесены представления об устранении нарушений законов, принесены протесты, возбуждены производства об административных правонарушениях, уголовные дела, приняты другие меры прокурорского реагирования. За последние четыре года число выявленных прокурорами нарушений законов, затрагивающих интересы несовершеннолетних, увеличилось почти в два раза (с 86 518 в 2000 г. до 161 383 в 2003 г.). Об итогах проверки Генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов проинформировал Президента России Владимира Путина, председателя Правительства Михаила Фрадкова, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Миронова.
По результатам проверки заместителем Генерального прокурора России Александром Звягинцевым внесены представления об устранении нарушений законов о защите прав детей и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних министру внутренних дел Российской Федерации Рашиду Нургалиеву, министру образования и науки Анатолию Фурсенко, министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову, направлена информация Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину.