Впервые в России в результате кооперации двух отечественных предприятий ОАО «АВТОКРАН» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» начат серийный выпуск мобильных кранов грузоподъемностью 100 тонн, не уступающих по своим техническим возможностям иностранным аналогам, но выгодно отличающихся от них своими стоимостными характеристиками.
24 июня губернатор Ивановской области В. Тихонов ознакомился с работой первого российского мобильного крана грузоподъемностью 100 тонн КС 8973 "Ивановец" на демонстрационной площадке АО "Автокран". Вице-президент Ассоциации НАМС С. Барашков, генеральный директор ОАО "Автокран" В. Белов, главный конструктор ОАО "Автокран" А. Лежнин проинформировали губернатора о технических возможностях крана. Они подчеркнули, что 100-тонный "Ивановец" - это очередной этап долговременной программы по созданию целой линейки кранов на спецшасси, разработанной и осуществляемой специалистами "НАМС" в содружестве с ивановским и брянским заводами.
Модель российского 100-тонника разработана в рамках долгосрочной программы содействия развитию отечественного машиностроения, автором которой является Независимая Ассоциация Машиностроителей «НАМС». Благодаря этой программе российские предприятия ОАО «АВТОКРАН» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» впервые приступили к серийному выпуску отечественных 100-тонных автокранов.
Российский 100-тонник создавался при участии зарубежных партнеров, он отличается высокой надежностью и отличными технико-эксплуатационными данными, чему способствовала внедренная на заводах система менеджмента качества, соответствующая стандарту ISO-9001 – самому жесткому из семейства стандартов ISO-9000.
Таким образом, впервые отечественные автокраностроители предлагают достойную альтернативу европейским, американским и японским машинам подобного класса, но совершенно несопоставимую с ними по своей более низкой цене, делающей новый 100-тонный кран доступным для широкого круга потребителей.
В конструкцию автокрана включены оригинальные технические решения, ранее не применявшиеся в российском машиностроении. Это, прежде всего, принципиально новая пятиосная конструкция автошасси, с гидропневматической подвеской, позволяющей увеличивать дорожный просвет до 485 мм (для движения по пересеченной местности) и, наоборот, уменьшать клиренс во время работы крана, благодаря чему центр массы конструкции смещается вниз и она становится устойчивой и безопасной в эксплуатации. Автошасси стотонника имеет четыре управляемых моста (первый, второй, четвертый и пятый), что позволяет автокрану свободно маневрировать на узких стройплощадках, используя согласованный поворот передних и задних колес, либо «крабовый ход», при котором средний (третий) мост поднимается и не мешает движению. Решение подобного рода автотехнических задач не только обеспечивает соответствующее высокое качество нового шасси, но и способствует созданию новой технологической базы всей отрасли.
На шасси установлен хорошо зарекомендовавший себя и неоднократно проверенный российский дизель ЯМЗ 8424.10-08 мощностью 345,5 кВт с турбонаддувом. Он давно знаком потребителям в России и странах СНГ, прост в обслуживании, надежен, неприхотлив и отвечает всем современным требованиям. Автоматическая трансмиссия кардинально облегчает водительский труд, позволяя избежать многочисленных манипуляций с коробкой перемены передач. Кабина водителя просторная, эргономичная и комфортабельная с пневмоподрессоренными сидениями.
Кран способен поднимать грузы на высоту до 59 м при использовании двухсекционного 16-метрового удлинителя (гуська) и обеспечивает работу на вылетах стрелы до 46 м. Облегченный, выполненный из особо прочных сталей, решетчатый гусек в рабочем положении может фиксироваться под углом 0о, 15о или 30о относительно стрелы. В транспортном положении гусек складывается и фиксируется на правой стороне стрелы.
Кран также может работать без дополнительного противовеса на неполном опорном контуре (8,6х5,38 м), т.е. когда опоры выдвинуты наполовину. Контроль за функционированием крановой установки осуществляет компьютерная система, «предусматривающая» в случае необходимости автоматическое отключение управляемых агрегатов, а также обладающая устройствами звукового и светового предупреждения и цифровой индикацией допустимой и фактической нагрузки.
Новая крановая установка является прочной, имеет легкий вес и оптимальные геометрические формы. Секции стрелы 100-тонного крана впервые в отечественном машиностроении имеют U-образный профиль, благодаря которому, сохраняя минимальный вес, они способны выдерживать высокие нагрузки. При создании крановой установки для несущих металлоконструкций были использованы самые современные высокопрочные мелкозернистые стали.
Кабина оператора отличается повышенной комфортностью: имеет круговой обзор, автономное отопление и вентиляцию, отвечая всем современным требованиям, предъявляемым к безопасности, эргономике и удобству управления автокрановой техникой. Комбинация приборов с компьютерным дисплеем позволяет своевременно получить крановщику исчерпывающую информацию о работе всех агрегатов и систем крана. Эргономичное пневмоподрессоренное кресло имеет несколько регулировок, а вмонтированные в подлокотники джойстики в сочетании с сервоприводом обеспечивают легкость управления краном и точность выполняемых операций.
Для стотонных отечественных кранов и всех их последующих модификаций большей грузоподъемности сервисные службы заводов-изготовителей, ОАО «АВТОКРАН» и ОАО «БЗКТ», наряду с гарантийным обслуживанием, будут осуществлять тщательный технический мониторинг всех агрегатов и узлов поставляемых изделий с целью своевременной и всесторонней их диагностики и проведения профилактических работ.
Российские нефтяники, строители и целый ряд других отраслей экономики давно испытывают необходимость в тяжелой, в том числе 100-тонной, крановой технике, производящейся в России, ибо сформированный 15 лет назад аналогичный парк иностранной техники давно устарел и физически и морально, а новая российская техника, производящаяся в ОАО «АВТОКРАН» и ОАО «БЗКТ» абсолютно конкурентоспособна западным аналогам как в отношении качества технико-эксплуатационных данных, так и по своей цене. Впервые в отечественном машиностроении традиционное выражение «соотношение цены и качества» приобретает новое содержание: и высокое качество и низкая цена.
Трудно переоценить насколько ускоряет и упрощает мощный высокой грузоподъемности мобильный кран возведение путепроводов, мостов, монтаж тяжелого технологического оборудования и проведение других видов конструкционных работ повышенной сложности.
Материалы и технические данные предоставлены информационно-аналитической службой Ассоциации НАМС.