15 июня губернатор Ивановской области В.И. Тихонов провел совещание по вопросу охраны и использования водоохранных зон и прибрежных полос р. Уводь и ее притоков в черте г. Иваново. С докладом на совещании выступил начальник ГУПР по Ивановской области Ю.М. Носков. В совещании участвовали: природоохранный прокурор В.З. Крачнаков, Глава города Иванова А.В. Грошев, руководители службы госконтроля и водной службы, отдела государственной экологической экспертизы ГУПР по Ивановской области, архитекторы, руководители областной и городской администраций, представители бизнеса.
Качественное состояние водных объектов напрямую связано с санитарным состоянием водоохранных зон и соблюдением режима хозяйственной деятельности, определяемого «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404.
Особенно остро проблема поддержания в нормальном санитарном состоянии водных объектов и их водоохранных зон ощущается в городах и других населенных пунктах. В черте г. Иваново общая протяженность водных объектов составляет около 32 км, площадь территорий водоохранных зон около 900 га. При этом значительная часть указанных территорий, имеющих природоохранное назначение, занята объектами, являющимися потенциальными загрязнителями рек и водохранилищ (промышленные предприятия, объекты автосервиса, накопители стоков и т.п.). На берегах Уводи и ее притоков выявлены многочисленные свалки бытового мусора (особенно в районах частного сектора), осуществляется мойка автомобилей, организуются стоянки транспорта. Отмечались и факты незаконной застройки территории водоохранных зон.
Требует решения также проблема заиления реки Уводь и ее притоков – рек Харинка и Талка в черте г. Иваново, происходящего за счет поступления наносов с водосборной площади в периоды половодий и паводков, а также в результате абразии (разрушения) берегов. На дно рек осаждаются продукты коагуляции и жизнедеятельности фито- и зоопланктона, ихтиофауны, водной и береговой растительности, а также бытовой мусор. Постепенно отлагаясь на дне, наносы и осадки образуют илы и сапропели. В результате заиления снижается пропускная способность водотоков, заболачивается пойма, при большой мощности отложений изменяется режим естественного стока, происходит смещение оси водотока, что в свою очередь создает угрозу для городских коммуникаций, находящихся в непосредственной близости от рек. Наиболее остро проблема заиления русла стоит для реки Уводь на участке между мостами по пр. Ф. Энгельса и пр. Ленина, а также в устьевой части р. Талка.
В связи с развитием инфраструктуры города Иваново активизировалась хозяйственная деятельность и освоение территорий водоохранных зон р. Уводь и ее притоков, что также влечет за собой возрастание антропогенной нагрузки на водные объекты. При этом застройка указанных территорий ведется хаотично, при отсутствии утвержденного генерального плана развития города, учитывающего требования природоохранного законодательства. Только за период 2001-2004 годов Главным управлением были рассмотрены 53 комплектов документации на строительство объектов и отвод земельных участков в границах водоохранных зон водных объектов на территории г. Иваново, из которых было отклонено порядка 30%. Ввиду отсутствия нормативно-правовой базы при решении вопросов согласования предоставления земельных участков и строительства объектов в границах водоохранных зон, Главное управление в настоящее время руководствуется исключительно федеральным законодательством в сфере охраны природной среды (Водный кодекс РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»), часто без учета интересов развития города. Так, были отклонены от согласования проекты строительства автоцентра в районе Соковского моста, гаражного комплекса на ул. Крутицкой, ограничено использование территории торгового комплекса «Серебряный город», в ряде случаев было отказано в согласовании размещения мест временной парковки автотранспорта при объектах социальной и бытовой сферы. Основными причинами отклонения от согласования являлось несоответствие целей использования земельных участков требованиям по обеспечению режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. В то же время, действующее Положение о водоохранных зонах водных объектов предусматривает возможность уменьшения размеров прибрежных защитных полос за счет совмещения их границ с парапетом набережной при наличии ливневой канализации.
Однако, в настоящее время, река Уводь и ее притоки в черте г. Иваново не имеют набережной, а имеющиеся сети ливневой канализации разрознены и не обеспечивают сбор поверхностного стока с территории города. Кроме того, выпуски ливневых стоков не оборудованы даже простейшими очистными сооружениями, что ведет к загрязнению реки.
Неудовлетворительное санитарное состояние водоохранных зон и все возрастающая антропогенная нагрузка них, отсутствие организованного сбора и очистке поверхностного стока приводят к ухудшению качественного состояния водных объектов в черте города. Если в Уводьском водохранилище класс качества воды оценивается как "умеренно- загрязненная", то в черте города степень загрязненности возрастает, достигая максимальных значений в центре города и в районе сброса сточных вод с городских очистных сооружений, где класс качества воды соответствует "грязной" и «очень грязной». Преобладающими загрязнениями в уводьской воде являются: марганец (от 3 до 30 ПДК), железо (от 3 до 9 ПДК), медь (от 3 до 13 ПДК), алюминий (от 2 до 4 ПДК), нефтепродукты (до 3 ПДК).
Главное управление внесло предложение о необходимости разработки генерального плана развития города Иваново, с выделением водоохранных зон водных объектов как зоны особого регулирования градостроительной деятельности с учетом требований природоохранного законодательства. В составе проекта генерального плана целесообразно предусмотреть выполнение работ по очистке и дноуглублению русла реки Уводь и ее притоков, строительству набережной и систем централизованного сбора и очистки ливневого стока, что позволит уменьшить размеры прибрежных защитных полос и упростить режим использования территорий, прилегающих к водным объектам. Разработка генерального плана позволит систематизировать развитие указанных территорий и определить допустимую степень антропогенного воздействия на водные объекты в городской черте. При определении состава объектов, предназначенных к размещению в водоохранных зонах, преимущество должно отдаваться объектам социально-культурного и бытового назначения. Финансирование мероприятий в пределах водоохранных зон, прежде всего строительство набережной и систем ливневой канализации, предполагается осуществить с привлечением средств застройщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на указанных территориях. Присутствующие бизнесмены, выразили готовность частично профинансировать эти работы. Была достигнута договоренность о том, что проектирование набережной в черте города начнется уже в этом году, часть средств на это готовы дать представители бизнеса. Кроме того, в адресной инвестиционной программе следующего года губернатор поручил выделить средства на проектирование набережной в г. Иванове.