Заметным событием на 5-ой Международной специализированной выставке «Строительная техника и технологии – 2004», состоявшейся в конце мая в Москве на Ходынском поле, стала презентация первого российского мобильного крана грузоподъемностью 100 тонн – КС- 8973 «Ивановец». Модель российского 100-тонника разработана в рамках долгосрочной программы содействия развитию отечественного машиностроения, автором которой является Независимая Ассоциация Машиностроителей «НАМС», с помощью и при участии которой уже реализован целый ряд технических проектов для различных отраслей народного хозяйства. Сделать такой кран в России сегодня трудно, но, как оказалось, возможно. Секрет успеха прост: масштабное видение рыночной ситуации, кооперация и высокопрофессиональный проект-менеджмент. О том, как это было, рассказали на презентации вице-президент ассоциации «НАМС» А. Глухов, генеральный директор ОАО «Автокран» В. Белов, генеральный директор ОАО «БЗКТ» К. Карташов, главный конструктор ОАО «Автокран» А. Лежнин и генеральный конструктор ОАО «БЗКТ» Ю. Шпак.
100-тонный «Ивановец» - это лишь очередной этап долговременной программы по созданию целой линии кранов на спецшасси, разработанной и осуществляемой специалистами «НАМС» в содружестве с ивановским и брянским заводами. Уже созданы и с успехом работают на объектах разных отраслей промышленности краны грузоподъемностью 32 и 50 тонн, а впереди – создание отечественного 160-тонника. Потребность в грузоподъемной технике такой мощности, созданной именно в России, сегодня необыкновенно высока. Ее все острее ощущают нефтяники, мостостроители, монтажники сложного технологического оборудования. Причина в том, что сформированный пятнадцать лет назад парк аналогичной иностранной техники давно устарел, а новые краны ОАО «АВТОКРАН» и ОАО «БЗКТ» не уступают западным по технико-эксплуатационным данным, зато цена их намного ниже. Впервые в отечественном машиностроении традиционное выражение «соотношение цена-качество» приобрело новое содержание: высокое качество - низкая цена.
Есть и другой аспект. В российской крановой индустрии монтировать мобильные краны приходится, как правило, на специально приспособленных для этих целей традиционных автомобильных шасси: МАЗах, КАМАЗах, УРАЛах и т.д., то есть на шасси, изначально спроектированных для перевозки различных грузов. Объединившись под эгидой интеллектуального руководства «НАМС», ивановский завод ОАО «Автокран» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» (БЗКТ) стали выпускать краны на спецшасси, сконструированных именно для грузоподъемной техники, что очень быстро поставило эти краны в положение «вне конкуренции».
Генеральный директор ОАО «Автокран» В. Белов и генеральный директор ОАО «БЗКТ» К. Карташов считают, что работа над 100-тонником стала важным этапом в развитии их заводов. Были освоены новые технологии, организованы обучение и переподготовка рабочих, под серийное производство крана создаются новые рабочие места. Очень полезным оказалось сотрудничество с зарубежными специалистами, привлеченными к работе над 100-тонником. Они помогли довести надежность и технико-эксплуатационные данные крана до европейского уровня. На обоих заводах внедрена, аттестована и сертифицирована система менеджмента качества, соответствующая стандарту ISO-9001 – самому жесткому из семейства стандартов ISO-9000.