20 мая, выступая перед журналистами, председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков (сенатор от Законодательного Собрания Ростовской области) поддержал концепцию реформирования государственно-территориального устройства России, разработанную Советом по изучению производительных сил (СОПС). "Старт реформе дан созданием Пермского края. К сожалению, реформа началась наощупь, поскольку никакого концептуального взгляда на проблему не было", - сказал сенатор.
Совет по изучению производительных сил - одна из старейших научно-исследовательских организаций России, это государственное научно-исследовательское учреждение Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук (РАН). Согласно концепции Совета, Россию предлагается поделить на 28 губерний. Приводим их полный список:
1. Центральная (г.Москва, Московская обл.). Центр – Москва
2. Западная (Брянская, Калужская, Смоленская обл.). Центр – Смоленск
3. Верхневолжская (Тверская, Ярославская обл.). Центр – Ярославль
4. Волго-Окская (Владимирская, Ивановская, Костромская обл.). Центр – Иваново
5. Приокская (Рязанская, Тульская обл.). Центр – Тула
6. Западно-Черноземная (Белгородская, Курская, Орловская обл.). Центр – Курск
7. Восточно-Черноземная (Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл.). Центр – Воронеж
8. Северо-Западная (г.Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская обл.). Центр – Санкт-Петербург
9. Карело-Мурманская (Республика Карелия, Мурманская обл.). Центр – Мурманск
10. Северная (Республика Коми, Архангельская, Вологодская обл.). Центр – Архангельск
11. Волго-Донская (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл.). Центр – Ростов-на-Дону
12. Причерноморская (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край). Центр – Краснодар
13. Северо-Кавказская (Республики Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская республика, Ставропольский край). Центр – Ставрополь
14. Среднероссийская (Республика Мордовия, Нижегородская обл.). Центр – Нижний Новгород
15. Волго-Вятская (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская обл.). Центр – Киров
16. Волго-Камская (Республика Татарстан, Ульяновская обл.). Центр – Казань
17. Средневолжская (Пензенская, Самарская, Саратовская области). Центр – Самара
18. Западно-Уральская (Удмуртская Республика, Пермская обл.). Центр – Пермь
19. Южно-Уральская (Республика Башкортостан, Оренбургская обл.). Центр – Уфа
20. Восточно-Уральская (Курганская, Свердловская, Челябинская области). Центр – Екатеринбург
21. Обско-Иртышская (Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО). Центр – Тюмень
22. Западно-Сибирская (Новосибирская, Омская, Томская области). Центр – Новосибирск
23. Южно-Сибирская (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл.). Центр – Кемерово
24. Восточно-Сибирская (Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край). Центр – Краснярск
25. Прибайкальская (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская обл.). Центр – Иркутск
26. Приамурская (Хабаровский край, Амурская обл., Еврейская автономная область). Центр – Хабаровск
27. Тихоокеанская (Приморский край, Камчатская, Сахалинская области). Центр – Владивосток
28. Северо-Восточная (Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО). Центр – Якутск
По словам одного из разработчиков концепции Алеко Адамеску, согласно ст. 71 Конституции РФ, высшие федеральные органы могут временно, без внесения поправок в Основной Закон, сформировать вместо губерний подобные территориальные объединения субъектов Федерации без конституционного статуса. Последние будут выполнять функции согласованного управления группой областей, краев, республик, имея во главе губернатора-координатора, назначаемого попеременно Президентом РФ из числа руководителей соответствующих регионов.
А.Казаков, и А.Адамеску подчеркнули, что в реформе административно-территориального деления России нужно в первую очередь исходить из экономической целесообразности, затем территориальной и социальной, и только потом смотреть на национально-культурные особенности того или иного региона. "Национально-культурные особенности обязательно должны учитываться, но далеко не в первую очередь", - сказал сенатор.
А.Казаков, А.Адамеску и Андрей Климов (член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике, депутат от Коми-Пермяцкого АО) особо подчеркнули, что объединение должно проходить исключительно после одобрения на референдуме: "это базовая юридическая конструкция", - сказал А.Казаков. Депутат А.Климов отметил, что в идеале было бы правильно, чтобы объединение происходило эволюционным путем, пусть и долгим, чтобы региональные элиты сами приходили к этому решению. "Однако элиты часто паразитируют этими вопросами", - подытожил депутат.
И представители законодательной власти, и ученый особо подчеркнули, что данная концепция пока не является государственной, и неизвестна реакция Кремля на документ. Тем не менее, А.Казаков неоднократно заметил, что он поддерживает разработанный СОПС документ и считает, что 28 губерний – это то, к чему страна должна двигаться.
По словам А.Адамеску, разработка направлена в Администрацию Президента России Владимира Путина, но пока никакого ответа не последовало.