Губернатор В. Тихонов принял участие в очередном заседании Совета руководителей Центрального федерального округа, которое провел 29 апреля во Владимире полномочный представитель президента России в ЦФО Г. Полтавченко. Четыре вопроса, объединенных единой темой – “Межрегиональная интеграция: направления развития инфраструктуры Центра России”, – обсудили губернаторы, председатели Законодательных собраний и главные федеральные инспекторы на своей второй в нынешнем году встрече. Разговор шел о развитии дорожного хозяйства, газификации регионов, работе железнодорожного транспорта и авиавоздушных перевозках.
Основное внимание руководители регионов уделили вопросу развития дорожной инфраструктуры. Озабоченность губернаторов понятна: большинство дорог Центральной России находится в откровенно плачевном состоянии, хотя интенсивность дорожного движения здесь наиболее высокая, чем в любом другом федеральном округе. Остается нерешенной проблема бездорожья сельских населенных пунктов, 37 процентов которых до сих пор вынуждены довольствоваться грунтовыми дорогами. Наиболее неблагоприятное положение, отметил полпред президента, сложилось в Калужской, Костромской и Ярославской областях, где подъездов с твердым покрытием не имеют 51-54 процента сельских населенных пунктов. Особенно тревожит губернаторов сложившаяся в последнее время опасная тенденция сокращения объемов дорожных работ, в первую очередь, из-за существенного снижения размеров бюджетного финансирования отрасли. Постоянно снижается доходная база территориальных дорожных фондов. К тому же, Министерство экономического развития и торговли внесло в правительство вопрос о ликвидации дорожного фонда, чего, по мнению большинства губернаторов, допустить нельзя. Необходимо, считают руководители регионов, резко увеличить финансирование строительства дорог любого значения – федерального, областного, муниципального. В том числе – за счет денег федерального бюджета.
Обсуждая ситуацию в железнодорожном транспорте, губернаторы назвали недопустимой практику закрытия станций и отдельных железнодорожных веток, что заставляет регионы самим дотировать местные транспортные перевозки.
Говоря о развитии межрегиональных и внутрирегиональных авиаперевозок, Георгий Полтавченко не упоминал конкретно какие-либо авиалинии или аэропорты. Но заметил, что в последнее время наблюдается интерес к развитию аэропортовых комплексов в связи с оживлением пассажирских авиаперевозок, в том числе международных. А выгодное расположение регионов ЦФО, их близость к Москве может дать стимул развитию региональных аэропортов, использование которых позволит разгрузить столичные авиалинии. Как известно, Ивановский аэропорт – наиболее близкий к воздушным вокзалам столицы и имеет хорошие перспективы стать ее главным воздушным резервом. Если этого не случится, то место Иванова займет Ярославль, где под гражданские нужды быстрыми темпами реконструируется бывший военный аэродром.
Рассмотрели губернаторы и проблему газификации, газоснабжения всех видов потребителей – промышленных предприятий, энергетики, объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и населения. С тревогой говорили они о крайней изношенности основных фондов отрасли, накопившихся долгах за поставленный газ (в структуре задолженности преобладают долги населения и муниципальных образований). Из-за участившихся случаев взрывов газа появилась еще одна проблема – контроль за безопасностью его поставок и использования. По мнению губернаторов, нужна четкая программа газификации регионов Центральной России с использованием денег федерального бюджета и “Газпрома”.