15 апреля в Ярославле состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Новые возможности развития Северного транспортного направления". В ней приняли участие министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, руководители ОАО "РЖД" и Северной железной дороги, представители субъектов Федерации, грузовладельцы, экспедиторы, научная общественность.
На мероприятии обсуждались перспективы дальнейшего развития транспортной системы cеверного региона России, связанные с ростом региональной экономики, стабилизацией финансового рынка, реформированием железнодорожного транспорта. Ключевую роль в возрождении северного региона России играет транспорт, причем, как показал в своем докладе первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров, в первую очередь ? транспорт железнодорожный. Именно из этого факта исходил практически каждый выступавший. Желание объединить усилия в развитии инфраструктуры северного транспортного направления обнаружили на конференции не только железнодорожники, но и региональные органы власти, крупные промышленные предприятия, финансовые структуры.
Инвестирование региональных транспортных проектов ? один из самых насущных и острых из обсуждавшихся вопросов. В итоговой резолюции участникам конференции пришлось указать на нынешнее несовершенство организационно-правовых механизмов привлечения частных инвестиций в долгосрочные и среднесрочные проекты, а также поднять проблему государственных гарантий частным инвесторам.
Так, по словам начальника Северной дороги Василия Билохи, недавно к руководству СЖД обратились компании "Роснефть", "АРМ-Нефтесервис", "Татнефть-Архангельск" с просьбой увеличить перевозки нефтепродуктов на 12,5 миллионов тонн в год. Для освоения таких объемов необходимо развить пропускную способность магистрали на участках Обозерская ? Исакогорка, Исакогорка ? Северодвинск. Причем грузоотправители выразили готовность участвовать на паритетных началах с дорогой в финансировании проектов по реконструкции инфраструктуры этих участков. Однако из-за отсутствия юридически состоятельного механизма вложения и возврата инвестиционных ресурсов внешних инвесторов нефтяники пока не могут вложить свои средства в развитие железнодорожного транспорта. Для принципиального разрешения проблемы требуется помощь и поддержка, прежде всего федеральных транспортных структур.
Другой пример привел первый заместитель главы Республики Коми Николай Левицкий, который посвятил свое выступление проблеме строительства "Белкомура" - спрямляющей железнодорожной магистрали Архангельск ? Сыктывкар ? Кудымкар ? Пермь. Эта линия должна связать кратчайшим путем регионы Урала и Сибири с Северо-Западом России, и в первую очередь с незамерзающими портами Архангельска и Мурманска. Стоимость проекта 49 миллиардов рублей. Осуществление этого строительства даст вторую жизнь Печорскому бассейну, уголь которого сейчас неконкурентоспособен из-за больших транспортных издержек. Но, с середины 2002 года строительство "Белкомура" приостановлено по причине прекращения финансирования из бюджетов четырех регионов-акционеров. Докладчик от имени Правительства Республики Коми предложил ходатайствовать перед Правительством РФ об оказании государственной поддержки строительства магистрали с включением проекта в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 ? 2010 годы)", а также попросил ОАО "РЖД" подключиться к совместной реализации проекта на взаимовыгодных условиях.
На конференции был рассмотрен и позитивный опыт сотрудничества по развитию объектов железнодорожного транспорта, речных и морских портов, транспортно-логистических терминалов. Та же Северная дорога, например, в соответствие с указом Президента РФ Владимира Путина "О праздновании 1000-летия города Ярославля", вместе с администрацией Ярославской области разрабатывает программу комплексной реконструкции линии Москва ? Ярославль для организации скоростного движения пассажирских поездов. Бюджетные средства, заложенные в программе подготовки к празднованию юбилея города, планируется использовать и для строительства обходных путей вокруг станций Ярославль-Главный и Данилов, а также для реконструкции и строительства вокзалов на подходах к Ярославлю. Весьма показателен и пример делового сотрудничества железнодорожников-северян с одним из крупнейших представителей транспортного бизнеса страны ? компанией "Северстальтранс". В условиях роста объемов перевозки нефтепродуктов и дефицита мощностей комплексов по обслуживанию цистерн компания вышла с инициативой принять в совместное пользование с дорогой промывочно-пропарочную станцию на станции Новоярослаская и проинвестировать ее модернизацию. Более того, "Северстальтранс" намерена в ближайшее время построить опять же на свои деньги новый современный пропарочный комплекс.
Президент некоммерческого партнерства "Гильдия экспедиторов" Семен Резеротметил на конференции, что наряду с успехами региональных администраций севера в реализации отдельных проектов, серьезной проблемой остается отсутствие сбалансированного подхода к развитию здесь различных видов транспорта. Этот подход должен учитывать социально-экономические особенности регионов и общие закономерности развития северного направления как составной части национальной и международной транспортной структуры. Решить проблему планируется за счет создания в Ярославле межрегионального транспортно-логистического центра, который будет решать задачи оптимизации управления грузопотоками на Северном направлении. Вообще, об использовании внедряемых на транспорте новейших логистических, информационных и телекоммуникационных технологий для решения региональных социально-экономических задач на конференции говорилось особо. Резюме таково: сегодня в большинстве регионов северного транспортного направления созданы реальные возможности для глубокой интеграции на экономической основе транспортных и региональных инфраструктур связи.
По итогам научно-практической конференции сформулировано обращение к министерству транспорта и связи РФ, ОАО "РЖД", администрациям Ярославской, Вологодской, Архангельской, Ивановской, Костромской областей и Республики Коми, представителям бизнеса и науки: создать из числа участников конференции рабочую группу по разработке комплексного подхода к развитию северного транспортного направления. Проведение конференции в Ярославле планируется сделать ежегодным. Выработанные и записанные в Резолюции общие положения помогут всем заинтересованным сторонам в решении конкретных практических задач по развитию транспортного комплекса севера России, сообщило ЦОС РЖД.