2003 год можно назвать достаточно успешным для Северной железной дороги (СЖД) филиала ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). На магистрали обеспечен устойчивый рост грузовых и пассажирских перевозок, развиваются и реконструируются вокзалы и станции, пущены новые пассажирские поезда. Особое внимание было уделено оздоровлению пути и путевого хозяйства. За прошедший год было заменено свыше миллиона шпал - это абсолютный рекорд за всю историю Северной. В связи с этим дорога вышла на хороший уровень по безопасности движения и увеличению скорости поездов.
В целях повышения пропускной способности планомерно осуществляется развитие главного железнодорожного хода на участке Кошта-Свеча (стыковые станции с Октябрьской и Горьковской дорогами). Примерами тому являются: недавний пуск нового моста через р.Шексну для обеспечения двухпутного движения, возведение не имеющей аналогов в жд отрасли тяговой подстанции Вохтога, удлинение пути на ст.Лоста. В рамках инвестиционной программы дороги строился и транзитный парк в Буйском филиале Вологодского отделения СЖД. Для бесперебойных перевозок грузов с Транссиба к портам Санкт-Петербурга он имеет достаточно важное значение. Эксплуатация 150-километрового участка Малошуйка-Сумской Посад на стыке Северной и Октябрьской магистралей открывает новое электрифицированное направление, разгружающее Мурманский порт. В 2003 году завершены работы по удлинению путей на станциях Сулозеро и Обозерская. На данный момент дорога готова принимать длинносоставные поезда с Октябрьской железной дороги и в целом к увеличению грузооборота на этом направлении.
Результаты работы Северной железной дороги за 2003 год показывают, что дорога не только работает стабильно, но и улучшает экономические и технологические показатели своей деятельности. Показатель погрузки вырос по сравнению с 2002 годом на 2,7%. Выполнение плана по грузообороту составило 101,8% и 105,8% к прошлому году. Увеличился по сравнению с прошлым годом показатель по пассажирообороту. Он вырос на 2,1% к уровню прошлого года, также перевыполнено на 2,7% задание отрасли по этому показателю. В 2003 году на магистрали значительно улучшены показатели использования подвижного состава. Производительность локомотива выросла на 2,3% по сравнению с 2002 годом. Улучшены все показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность дороги, в том числе производительность труда составила 104,3% к уровню прошлого года. Снижена себестоимость перевозок, при этом экономия эксплуатационных расходов составила 244,4 млн. рублей. Дорога имеет устойчивую тенденцию к увеличению прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности.
Годовое задание отрасли перевыполнено на 53,3 млн. рублей, а к прошлому году она возросла почти в два раза. Благодаря налаженным связям с органами исполнительной власти субъектов, достигнутому взаимопониманию в решении возникающих проблем, за истекший период значительно возросла доля участия администраций в вопросе компенсации убытков от перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Так, при росте уровня убытков от пригорода в 3 раза по сравнению с 1995 годом, объем дотаций и льгот, предоставляемых субъектами на покрытие убытков от пригорода, возрос в 10 раз, с 34 млн.руб. в 1995 году до 336,1 млн.руб. в 2003 году, в том числе прямые дотации 201,6 млн.руб. Уровень компенсации возрос с 23% в 1995 году до 79% в 2003 году.
В этом году на дороге предстоит сделать немало. Перераспределение на Северную дорогу части транзитных поездов со скоростного направления Москва - Санкт-Петербург, а также всевозрастающий вагонопоток с восточного направления в регион Северо-Запада создали благоприятную обстановку для получения дополнительных объемов перевозок. К уровню критического спада в 1998 году, сегодня грузооборот дороги возрос в 1,5 раза. Основную интенсивность перевозок принимают на себя Ярославское и Вологодское отделения дороги. Определены основные "транспортные коридоры" Александров - Ярославль - Кошта и Вологда - Буй - Свеча. С увеличивающейся ролью архангельского порта и ростом контейнерных перевозок, обеспечивающих доставку грузов с Северо-Запада в центральную и южную часть страны, возрос грузооборот и на Архангельском отделении. Именно на этих направлениях проводятся и будут проводиться работы по реконструкции железнодорожных станций и узлов, усилению главных путей, модернизации устройств электроснабжения, сигнализации и связи.
Запланировано строительство и капитальный ремонт объектов пассажирского комплекса: строительство вокзала в Галиче (Костромская область), реконструкция вокзала на станции Череповец, капитальный ремонт вокзала станции Архангельск-город. Уже в мае этого года ожидается сдача вокзала станции Лабытнанги. Большие надежды возлагаются на перспективы развития нефтегазового комплекса на полуострове Ямал. Для Северной железной дороги это дополнительные перевозки в размере 8 млн.т грузов в год, вливание инвестиций в развитие районов Крайнего Севера, реконструкция Воркутинского направления и, в частности, линии Чум-Лабытнанги.
Как сообщили ИА REGNUM в центре общественных связей Северной железной дороги, все это говорит о том, что в новой компании у СЖД хорошие перспективы развития.