Повышение привлекательности частных инвестиций в строительство платных дорог в России можно обеспечить за счет передачи в длительное управление частным концессионерам не только самих дорог, но и части прилегающих земельных активов, заявил министр транспорта и связи Игорь Левитин.
"За счет этого можно будет обеспечить более быструю окупаемость таких проектов", - подчеркнул министр, выступая на заседании правительства России в четверг.
Он отметил, что при грамотной политике строительство платных дорог может стать привлекательным для частных инвестиций. Одним из возможных вариантов действий может стать создание института частно-государственного партнерства в виде концессий. "Речь идет о платных дорогах, строящихся с привлечением средств концессионеров, с последующей передачей в пользование на длительный срок частному концессионеру", - сказал И.Левитин.
Однако этот вариант возможен только при наличии бесплатной альтернативной дороги.
К основным препятствиям на пути создания такого инструмента министр транспорта и связи отнес несовершенство законодательной базы, в том числе отсутствие закона о платных дорогах и договорах концессии.
Кроме того, сегодня у частного инвестора нет гарантий выделения государством своей части средств в связи с тем, что бюджет утверждается каждый год. "Целесообразно использовать опыт западных стран, где принимаются пятилетние целевые бюджетные инвестиционные программы по частному дорожному строительству", - сказал министр.
Такие программы не должны пересматриваться при принятии бюджета текущего года.
Как считает глава Минтранссвязи, осуществление данных мер позволит снизить транспортные издержки для потребителя на 5-6%, увеличить пропускную способность дорог на наиболее загруженных участках в 1,5 раза, а в среднем по сети дорог - на 10-15%, скорость передвижения автомобилей - тоже на 10-15%.
По словам И.Левитина, общий объем недофинансирования федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы" составил в 2002-2004 году 30%, или 231 млрд. рублей в текущих ценах. Кроме того, не в полном объеме финансировались муниципальные и территориальные дороги, находящиеся в ведении местных властей.
"Необходимо обеспечить поэтапный переход на принцип "пользователь платит", - сказал министр.
|