Во вторник 2 сентября Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ) внесет в правительство поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за отмывание денег. Если они будут приняты, то порог операций с грязными деньгами, подпадающих под уголовную ответственность, будет отменен, а к списку тех, кто обязан докладывать о подозрительных сделках, добавятся агенты по недвижимости и финансовые посредники. Скорее всего, поправки будут приняты: они продиктованы новыми рекомендациями Международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF), куда Россию приняли меньше трех месяцев назад.
Российское уголовное законодательство довольно широко толкует понятие "отмывание". Это любая деятельность, при которой нечестно заработанные деньги используются для осуществления предпринимательской и другой экономической деятельности, то есть любых финансовых операций от покупки машины до вложения средств с собственное дело. При этом в ст. 174 УК ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем") речь не идет ни о том, каким именно образом добыты деньги, ни о том, был ли у нарушителя умысел. Сейчас Уголовный кодекс предусматривает уголовное наказание вплоть до десяти лет только за отмывание «грязных» денег свыше 2 тыс. МРОТ, или 200 тыс. рублей. За отмывание меньших сумм следует административная ответственность. Финразведка считает, что порог надо отменить и наказывать уголовно любое преступление, связанное с легализацией преступных доходов. И хотя за отмывание сумм ниже 2.000 МРОТ наказание тоже предусмотрено в виде штрафов, на нарушителе, совершившем даже мелкую провинность, будет висеть уголовное дело.
Как объяснил старший партнер адвокатской фирмы "Резник, Гагарин и партнеры" Николай Гагарин, если идея чиновников из КФМ получит одобрение, они смогут карать за малозначительные проступки. Например, гражданин не заплатил налоги и на сэкономленные деньги купил акции: все, кто этому вольно или невольно способствовал, будут считаться отмывателями. Или ограбил гражданин прохожего, положил деньги в банк, а потом перевел их на ваш счет в качестве платы за какую-нибудь услугу - на вас тоже можно заводить уголовное дело.
Но только правкой Уголовного кодекса комитет не ограничивается. Он также предлагает расширить круг лиц, обязанных сотрудничать с финразведкой. В список добавятся риэлторы и финансовые агенты (по закону об отмывании это все те, через кого так или иначе проходят деньги, то есть финансовые посредники). Но если для прочих участников списка сотрудничество с КФМ - неприятная обязанность, то для риэлторов и финансовых консультантов - нарушение коммерческой тайны. «Введение мониторинга отобьет у наших клиентов охоту обращаться к агентам по недвижимости», - считает представитель риелторской компании Penny Lane Андрей Патрушев.
Инициативы финразведки идут вразрез и с наметившейся либерализацией уголовного законодательства. «Возвратом к репрессиям» назвал их член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. «КФМ занимается мелочевкой, в то время как его задача - бороться с серьезными махинациями, которые наносят реальный ущерб безопасности страны». По его словам, система доносительства ни к чему хорошему не приведет, а только «наплодит» уголовников.
Впрочем, как объясняет пресс-секретарь комитета Наталья Коновалова, изменения в законодательстве вовсе не самодурство КФМ, а последствия принятия России в FATF. Мы стали членами этой организации как раз в тот день, 19 июня этого года, когда были одобрены новые «40 рекомендаций» - свод правил, которыми должны руководствоваться ее участники. Поначалу финразведчики обещали, что пройдет немало времени, прежде чем новые правила станут реалиями российской действительности: мол, FATF дала полгода на ознакомление с ними, потом еще полгода на разработку методологии поправок, а непосредственно к их разработке можно приступить летом 2004-го. Теперь оказывается, что первая их порция может быть внесена в Госдуму уже осенью. Для 32 наших коллег по организации новые правила тоже новы, но никто пока не проявил такого же рвения.
Если судить по требованиям FATF, то от российской финразведки предстоит ждать и других поправок в российское законодательство. Обновленный кодекс главной антиотмывочной организации предполагает лишить профессиональных тайн также нотариусов и адвокатов.
Впрочем, не понятно, как сам КФМ сможет нести бремя, которое на себя взваливает. За время существования органа с 2001 года о его успехах известно весьма немного. По последней информации, при содействии КФМ всего было заведено около десятка дел об отмывании, тогда как ежедневно в комитет приходит тысячи сообщений. Но если бы все следовали предписаниям КФМ, сообщений было бы гораздо больше. Месяц назад комитет обнаружил такой существенный недобор информаторов, что был вынужден начать массовые проверки. Добавление к компетенции финразведки бесчисленного множества риэлторов и финконсультантов ничего, кроме дополнительной неразберихи, не принесет.
Стоит напомнить, что только недавно налоговикам пришлось отменить контроль за крупными покупками граждан (недвижимости, машин, ценных бумаг и т.д.). Они пытались делать это с 2000 года, выявляя таким образом неуплаченные налоги. Система оказалась неэффективной, на мониторинг налоговики тратили больше, чем взыскивали в результате с нарушителей.
ГаЗеТа
|