Известно, что важнейшая составляющая экономики Ивановской области - текстильная промышленность. Очевидно и то, что эта отрасль несёт огромную социальную нагрузку. Ведь многие её предприятия изначально задумывались как градообразующие. Иными словами, остановятся они, замрёт и жизнь в городах и посёлках текстильного края. К сожалению, вот уже на протяжении многих лет главный текстильный цех страны находится в тяжёлом экономическом положении, и света в конце туннеля пока не видно. Почему? Какие меры необходимо принять, чтобы жители России имели возможность всегда и беспошлинно покупать и носить платья и рубашки, сшитые из текстиля отечественного производства? Об этом беседа корреспондента "Парламентской газеты" с председателем Законодательного Собрания Ивановской области Павлом Коньковым. - Павел Алексеевич, бытует мнение, что к текстильной промышленности Ивановской области, на которую по - прежнему приходится две третьих тканей, выпускаемых в России, федеральный центр, в частности Правительство РФ, относится как к бедной родственнице или Золушке. В чём тут дело? Думаю, это связано с тем, что федеральный центр из множества задач, стоящих перед ним, выделяет и решает в первую очередь только те, которые, в его представлении, имеют наибольшую значимость. В этом смысле текстильная промышленность, конечно же, не может рассчитывать на его особое внимание. А ларчик открывается просто: от всей лёгкой промышленности России, в том числе текстильной отрасли, в доходную часть федерального бюджета поступает лишь около 1, 5 процента средств. Родственница, как видим, действительно бедная, но это не вина её, а беда. Поэтому в Центре, как мне кажется, считают несущественным всё, что происходит и может произойти в этой сфере экономики. Между тем, специалистам хорошо известно, что при высоком уровне менеджмента оборачиваемость средств, вложенных в текстильную промышленность, составляет всего три месяца. Так что текстильщики могут и должны сказать своё веское слово, когда дело дойдёт до практической реализации идеи об увеличении ВВП в два раза. Федеральные органы государственной власти не очень активно вникают в проблемы текстильной промышленности ещё и потому, что она практически вся находится в частной собственности. В настоящее время государство владеет лишь десятью научно - исследовательскими институтами, работающими на лёгкую промышленность. А по закону оно не имеет право заниматься прямым финансированием предприятий, принадлежащих не ему. - Но недостаток внимания со стороны высокопоставленных столичных чиновников к текстильной промышленности вовсе не означает, что она не нужна России, а Ивановской области тем более. - В этом и заключается принципиальная разница в отношении федеральных органов государственной власти и нашей области к проблемной отрасли. Мы исходим из того, что на долю предприятий нашего края приходится две третьих всех тканей, производимых в России. На этих фабриках, в большинстве своём градообразующих и социально значимых, зарабатывают на жизнь около 60 тысяч человек, о чём также никто не вправе забывать. Но именно в том, что эти предприятия несут огромную социальную нагрузку, на мой взгляд, и надо искать часть серьёзных причин плачевного состояния отрасли. Скажем, в 2002 году у нас только десять текстильных предприятий из 44 справились с текущими налоговыми платежами. По идее, к неплательщикам налогов надо принимать жёсткие меры. А это может привести не просто к банкротству многих фабрик, но даже к их закрытию. Стало быть, без средств существования останутся тысячи людей. Органы государственной власти, разумеется, не могут пойти на это. Иными словами, нам приходится постоянно учитывать социальные последствия, к которым могут привести те или иные меры, связанные с реструктуризацией и укреплением текстильной отрасли. Как бывший директор текстильной фабрики могу сказать: если бы такие меры принимались без оглядки на социальный фактор, то в текстильной промышленности области уже сейчас было бы гораздо меньше проблем. Зато социальная обстановка, безусловно, обострилась бы. Правда, её и сейчас трудно назвать благополучной. Известно, что с 1990 года объём производства в текстильной промышленности сократился в пять раз, а численность работающих в ней людей - только в 2,4 раза. О чём это говорит? О том, что в отрасли сохраняется скрытая безработица. Причём, её уровень довольно высок. - Могут ли органы государственной власти области, в частности, Законодательное Собрание, каким - то образом повлиять на ситуацию? - Депутаты Законодательного Собрания, учитывая особую значимость текстильной отрасли для всей области, регулярно обсуждают проблемы, связанные с ней. Принимались обращения в адрес высшего руководства страны, предпринимались попытки решить локальные задачи. Так, мы обратились в Госдуму с законодательной инициативой об отмене НДС на хлопок, ввозимый из - за рубежа. Депутаты нижней палаты Парламента России поддержали нас, а вот члены Совета Федерации эту инициативу, к сожалению, не одобрили. В рамках полномочий, предоставленных Законодательному Собранию области, мы приняли закон о поддержке градообразующих текстильных предприятий. Уже в этом году наши депутаты дважды возвращались к этой актуальной теме, принимали соответствующие решения. Во многом благодаря усилиям депутатов Законодательного Собрания, Государственной Думы и членов Совета Федерации от Ивановской области, а также губернатора области Владимира Ильича Тихонова Правительство РФ, наконец, посвятило одно из своих заседаний лёгкой и текстильной промышленности, на которое был приглашён и я. Мы отдаём себе отчёт в том, что органы государственной власти области из - за нехватки собственных средств объективно не в состоянии вывести текстильную отрасль из кризисного состояния. Мы также понимаем, что налоговые льготы, предоставленные областными законами градообразующим и социально значимым текстильным предприятиям, решающую роль в укреплении отрасли не сыграют и на конечный результат не повлияют. Сегодня, по моему убеждению, нужны новые, нестандартные подходы, чтобы поднять текстильные фабрики на ноги и создать надлежащие условия для их развития. - Как вы их представляете? - Полагаю, что органы государственной власти не должны уподобляться хозяйственникам и решать конкретные проблемы, связанные с развитием экономики того или иного предприятия, той или иной отрасли промышленности. Их задача другая - создать реальные условия для стабильной работы трудовых коллективов. В данном случае речь идёт о создании конкурентной среды, равной для всех участников производства текстиля. Это очень важно, поскольку предприятия, которым разрешено платить налоги не в полной мере или не платить вообще, могут позволить себе продавать готовую продукцию по демпинговым ценам и таким образом вытеснять с рынка товаропроизводителей, не имеющих налоговых льгот. На сегодня это главный бич текстильной промышленности области, которая в общем и в целом остаётся убыточной. Поэтому и инвесторы обходят её стороной. У них нет уверенности, что деньги, вложенные ими в эту отрасль, принесут прибыль. Но если бы рентабельность текстильных предприятий составляла хотя бы 10 процентов, то, уверен, никаких проблем с инвестициями у нас не возникало бы. Создав равную конкурентную среду, где всем товаропроизводителям придётся нести равную ответственность перед бюджетами и внебюджетными фондами, органы государственной власти обязаны позаботиться о людях, вынужденных уйти из текстильной промышленности в ходе её реструктуризации и модернизации. А этот болезненный процесс рано или поздно должен начаться, так как техническое перевооружение и реструктуризация предприятий предполагают значительное сокращение штатов. Иначе нет смысла перевооружаться. И тут возникает вопрос, чем занять оставшихся без работы текстильщиков? Ответ на него, в принципе, есть. Полагаю, что властные структуры области должны принять все меры, чтобы, как можно скорее, уйти от моноотрасли, коей на ивановской земле является текстильная промышленность, и создать конкуренцию на рынке труда. Для этого на территории области необходимо построить несколько крупных предприятий из рентабельных отраслей отечественной промышленности, которые, к тому же, представляли бы большой интерес для иностранных инвесторов. И тогда мы сможем трудоустроить всех людей, оставшихся без работы, вплотную заняться реструктуризацией и модернизацией текстильных предприятий без оглядки на "больной" социальный фактор. Разумеется, без поддержки федерального Центра эту сложнейшую задачу решить вряд ли удастся. Однако после заседания Правительства РФ, на котором впервые за многие годы речь шла о плачевном состоянии лёгкой и текстильной промышленности страны, появилась уверенность, что такая помощь нашему текстильному краю будет оказана. Ожидается, к примеру, что Правительство освободит текстильщиков от налога на ввозимое из - за рубежа оборудование. Думаю, что оно обратит, наконец, внимание и на довольно странную ситуацию, при которой убыточная текстильная отрасль вынуждена кредитовать прибыльную энергетическую в виде предоплаты за электроэнергию и газ. А отмена предоплаты означала бы примерно десятипроцентное увеличение оборотных средств в текстильной промышленности. Словом, уже сейчас можно сделать немало для того, чтобы текстильная промышленность Ивановской области, как впрочем и других областей, не выглядела Золушкой в родном Отечестве. У неё есть все возможности стать принцессой нашей экономики. |